Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость

Беседа Братца Иоанна

от 27 июня 1910 года.

3-я неделя по Пятидесятнице.

В воскресенье, 27 июня, Братец Иоанн вошёл в зал в сопровождении священника местной Преображенской церкви (Спаса Колтовского), Николая Сперанского, которому высшей духовной властью поручено наблюдать за Братцем Иоанном и присутствовать на Его беседах.

После того, как было пропето «Отче наш», Братец Иоанн взял благословение у священника и, взойдя на кафедру, начал беседу. Он сказал:

- Нынешнее Евангелие из 6-й главы Матфея читается так: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и Евангелие не крадут».

- Спасибо, - говорят слушатели.

- Из этих слов мы видим, что Спаситель призывает нас собирать сокровище Небесное, то есть Учение Христово, которое есть самое высокое и самое драгоценное сокровище. И кто собирает это сокровище, того оно подкрепляет и делает из больного здоровым, из бедного - богатым.

- Спасибо.

- Теперь же люди собирают только сокровище земное, то есть учение земное и потому разрушается и пропадает не только сокровище Небесное, но и земное, да и самое хранилище сокровища - человек - истребляется: моль и ржа истребляют его, то есть он покушается на самоубийство: давится, травится, топится, стреляется. Но кто вникает в Учение Христа, тот не остаётся бедным, больным и несчастным, почему Христос и говорит: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если твоё сердце прилипло к земному учению, то оно в нём и погибнет. А кто вникает в Христово Учение, тот будет иметь жизнь не только в этой, но и в будущей жизни.

И как в древнее время люди получали пользу от сокровища Небесного, делаясь богатыми и здоровыми, так и теперь мы получаем от Небесного сокровища - Евангелия - такую же пользу.

- Спасибо, Дорогой Братец!

- Мы видим, что Спаситель не раз говорил: «Ищите прежде всего Царства Божия, а остальное всё приложится вам». Говоря это, Он искоренял в людях чрезмерную заботу о земном, но Он не хотел, чтобы мы были нищими. Христос пришёл не нарушить, но исполнить, дополнить и обогатить. Это только обманщики, желая выманить себе сокровище земное, говорят, цитируя слова Евангелия: «Не собирайте себе сокровищ на земле, а что имеете, жертвуйте нам, а собирайте себе сокровища на небе: там вам будет Царство Небесное», а в это никто не верит. Христос же говорит, что богатство не отнимется, а приложится нам, но только тогда приложится, когда мы прежде всего будем искать сокровище Небесное. Если же мы не приобретём сокровища Небесного, то и земного никогда не получим.

Далее читаем: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло. Если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». То есть подобно тому, как человеку нужен светильник для того, чтобы ходить и не спотыкаться в тёмном месте, так и в жизни человеку нужен светильник слов пророков и слов Евангелия. Словами пророков и словами Евангелия мы освещаем глаза, сердце и ум. От этого света в тебе пробуждается вера, которая потом и даёт тебе всё, в чём ты нуждаешься, и ты никому не будешь завидовать.

Далее читаем: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне».

- Истинно, - говорят слушатели.

- То есть не может человек принимать два учения, ибо или одно возненавидит, а другое возлюбит. Если кто возлюбит светское, мирское, языческое учение, то оставит слова пророков и слова Евангелия и не будет во свете, хотя бы он и читал молитвы. Он просит Господа помиловать его, а Господь его не милует, потому что он не помнит и не ищет Его слов. Христос же говорит: «Любящий Меня Слово Моё соблюдает, а не любящий Меня не соблюдает Слова Моего, а только молится». Посмотрите: кто любит разврат, тот хотя и показывает себя всюду весёлым, но он весел только наружно. А внутри в нём тоска, и он покушается на самоубийство. Поэтому и сказано: «Не можете служить двум господам».

Далее читаем: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?». Наверное, у учеников Христа была мысль: «Что нам есть и что пить и во что одеваться»? Он видел, что они чрезвычайно заботятся о земном и, желая искоренить эту заботу, сказал: «Не заботьтесь о том, что вам есть и что пить, а заботьтесь, прежде всего, о душе, постарайтесь сначала напитать её словами пророков, словами Евангелия, тогда и тело будет сыто, здорово и одето».

«Посмотрите на лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую Бог так одевает, то тем более вас, маловеры».

- Прости, - говорят слушатели.

- Да и как нас не назвать маловерными? Мы говорим только, что верим в Бога. Но если кто верит в кого, тот о нём и думает, и говорит, и заботится. Если бы мы верили в Бога и Христа, то мы только и думали, и говорили, и заботились бы о Боге и о Христе. Тогда бы и Бог о нас заботился, и у нас было бы всё нужное нам. Тогда и язычники любили бы нас, как египтяне полюбили Иосифа за его веру в Бога. Он верил в Бога и ему было вверено всё египетское государство. А мы только говорим, что верим во Христа. Так и Иуда только ходил за Христом, как и мы ходим, но никогда не говорил о Христе и не искал Христа, потому что верил не во Христа, а в денежный ящик.

- Прости, это я верю в денежный ящик, - говорит какая-то женщина.

- Поэтому он и удавился. А кто верит в слова пророков и в слова Евангелия, тот обогатится и духовно и материально.

Далее читаем: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться?», - неужели Спаситель запрещал заботиться о пище, питье и одежде? Нет, Он этого не запрещал, а учил, чтобы мы раньше и больше всего заботились о душе и о том, чтобы напитать её словами пророков и словами Евангелия. Тогда и телесно мы не будем голодны. А теперь мы только о том и заботимся, что нам есть и что пить и во что одеваться, и потому страдаем и умираем от голода, жажды и нищеты. А кто верит в слова пророков и в слова Евангелия и проникает в них, тот не бывает бедным и голодным. Соломон проникал в слова пророков и в слова своего отца Давида и потому просил у Бога не богатства, а мудрости для того, чтобы справедливо судить вдову и сироту. И Бог сказал ему: «Так как ты не просил у меня богатства, а просил мудрости, чтобы справедливо рассудить вдову и сироту, то Я дам тебе и мудрость и то, чего ты не просил - богатство» (3 Цар. 4, 11-13). Если мы будем ревновать о словах пророков и о словах Евангелия, то не будем иметь нужды ни в пище, ни в одежде. Слова пророков и слова Евангелия научают нас, как есть и пить, и тем охраняют нас от болезней и от нужды. Поэтому Спаситель и сказал: «Ищите прежде всего Царства Божия, а остальное приложится вам».

- Верно, - говорят слушатели и поют: «Верую во единого Бога».

- Из нынешнего Евангелия, - продолжает Братец, - мы видим, что Спаситель призывал искать прежде всего правду. А правда есть то, что говорил Христос. Хотя книжники и фарисеи и называли Христову правду сказками, но для верующих Слово Христа есть истина, которая оправдалась на Христе и на всех людях.

- Спасибо!

- Далее читаем: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём. Довольно для каждого дня своей заботы». День сам заботится о себе; солнце всходит, освещает - и произрастает злаки. И если Бог посылает день для злаков, то тем более Он не оставит человеков, если они вникают в слова пророков и слова Евангелия. Но без слов пророков и без слов Евангелия мы погибаем, как растение погибает без дождя, и улавливаемся на удочки преступлений, разврата и воровства. Мы говорим: «Нужда заставила нас украсть». А кто верит в слова пророков и в слова Евангелия, тот говорит: «Хоть с голоду умру, но не украду».

- Не украду, - говорят слушатели.

- Поэтому Христос и говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне: он сам будет заботиться».

Прошлый раз Я говорил, что прежде люди помнили день субботний и посвящали его не заботам о земном, а беседам о словах пророков, и у них не было ни нужды, ни болезней. А мы в день субботний покупаем, продаём, нанимаем и так заботимся о земном, что нам некогда поговорить о Небесном, о словах пророков и словах Евангелия. Кажется, все заботятся в день субботний о том, чтобы избавиться от нужды, но никогда они не избавляются ни от нужды, ни от болезней, потому что не заботятся о словах пророков и о словах Евангелия. А кто не нуждается в словах пророков и в словах Евангелия, в том и Бог не нуждается. Поэтому и был потоплен весь мир во дни Ноя, а также во дни Лота были сожжены Содомские и Гоморрские города.

Не тот праведник, который говорит только о правде, но тот праведник, который не только говорит, но и ревнует, как и Давид, который ревновал о правде, хотя иногда и случались с ним падения и неправда, и тогда он плакал, говоря: «Грехов моих паче влас главы моей».

Так и христианин не тот, который говорит, что он - христианин, но тот, который ревнует о словах Христа. Если и с ним, как и с Давидом, случится падение, то он скоро поправится словами Христа и обогатится, исцелится и прославится, как на земле, так и в загробной жизни и от радости запоёт.

И все запели: «Отверзу уста моя», а Братец Иоанн потом сказал:

- Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе и о вас. Сами люди придут и позовут тебя на работу: «Пойдём, поработаем и заработаешь; что горевать тебе?» и тем исцелят тебя от нужды и болезней.

- Спасибо, - говорят слушатели.

- Спаситель пришёл, посеял в людях веру, и из калек и нищих образовалось целое Евангелическое государство. Но теперь нет веры, а кричат: мы верим в Бога, мы христолюбивые воины, потому что воюем за православную веру. Нет, ты воюешь за сороковку за обедом, воюешь так, что блюда летят со стола, но за слова пророков и за слова Евангелия ты ещё не воевал. Но Я верю, что отныне будешь воевать и будешь христолюбивым воином не на словах только, но и на деле, и будешь побеждать всякого язычника. Поэтому и сказано: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, а всё остальное приложится вам».

- Спасибо!

- Ещё напомню слова А постола Павла к Римлянам.

- К нам, - говорят слушатели.

- В 5-й главе мы читаем: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого, верою и получили мы доступ к благодати». То есть чрез веру мы получаем всякое благо, духовное и телесное, а без веры мы ничего не можем получить и никак не можем избавиться от нужды и болезней, а с верою мы избавляемся от нужды и исцеляемся от болезней.

- Уже 8 лет, как исцелился, - говорит кто-то.

- Уже 11 лет , как исцелился, - говорит другой, а Братец Иоанн продолжает:

- И кто исцелился, тот говорит: «Я был нищ, потом поступил в услужение к хозяину, а теперь и сам стал хозяином. Чрез веру в Христа меня полюбили и приютили».

Далее читаем: «Хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, ибо Христос умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрёт за праведника, разве за благодетеля».И теперь едва ли кто умрет за Христа, за Его слова. Но за благодетеля, за 100 рубликов, за сороковку многие душу свою полагают, а о Христе и говорить не хотят. Но мы должны страдать и умирать за слова Христа, за правду, и это спасёт нас от нужды и болезней. Мы только поём Христу молебны и читаем Ему молитвы, а в слова Его не вникаем. Мы такие же лицемеры, как и Иуда, и награду Иудину получаем, потому что мы непримиримые враги Христа. Но если мы примиримся с Ним, то мы научимся у Него, и в нас будут звучать Его слова, слова Апостолов, слова отцов церкви, и мы будем хвалиться благодатью. Мы называемся «правыми» и «славными», но у нас нет ни Правды, ни Славы Божией, потому что мы - лжецы, и об нас слава плохая.

- Прости, Дорогой Братец!

- А слава наша плохая потому, что мы хвалим Бога только устами, а делами хулим Его и через это у нас не бывает исцелений. Но если мы будем хвалить Бога и делами, то у нас будут исцеления, и тогда люди увидят через исцеление Славу Божию.

И все пропели «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

- Из этого псалма, - сказал Братец, - мы видим, что блаженство получают праведные, а гибель - нечестивые, почему Христос и говорит: «Пшеницу собирают в житницы, а солому сожигают: и всякое растение, которое не Отец Небесный насадил, искореняется». Так всякий человек, который не у Христа научился, искореняется: давится, травится, топится, стреляется.

- Истинно, - говорят слушатели.

- Что было при пророках, при Христе и Апостолах, то и ныне делается. «Нет ничего нового под солнцем, - говорит Екклезиаст, - а если и бывает нечто, о чём говорят: «Вот это ново», то это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екклезиаст, 1, 9, 10).

Ещё напомню вам слова пророка Даниила, из 2-й главы его книги.

«Во второй год царствования Навуходоносора приснился ему сон». И нам приснилось много снов за 1900 лет. И велел царь созвать тайновидцев, гадателей и мудрецов, чтобы они рассказали и объяснили ему сон. Они пришли и стали пред ним. И сказал им царь: «Сон снился мне, и я хочу знать его значение». Они сказали ему: «Царь, расскажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его». И отвечал им царь: «Я забыл сон; если вы не расскажете сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины». Они вторично сказали ему: «Расскажи нам сон, и тогда мы объясним его значение», а царь сказал им: «Вы хотите выиграть время; нет, вы сами напомните мне мой сон»...

- Напомни, Дорогой Братец, и наши сны, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- И сказал царь: «Расскажите мой сон, и я поверю, что вы можете изъяснить его значение; а если вам рассказать его, то вы меня обманете, вы скажете к этому: «снилось», а к этому: «казалось».

Так как мудрецы не могли рассказать царю его сна, то он приказал умертвить всех вавилонских мудрецов. Про это узнал Даниил и просил Анания и Азария и Мисаила молиться с ним, чтобы Господь открыл им сон царя. И Господь не замедлил и открыл его Даниилу. И пришёл Даниил к царю и сказал ему: «Не умерщвляй мудрецов, я расскажу тебе твой сон и объясню его значение: тайна твоя мне открыта. Тебе, царь, было такое видение».

- Какое? - спрашивают слушатели.

- Ты, царь, думал о том, что будет после сего? И Господь показал тебе то, что будет. Ты видел большой истукан.

- Кабак, - говорят слушатели.

- Он стоял в блеске; голова у него золотая, грудь и руки - серебряные. Чрево и бёдра - медные, ноги - глиняные. И ты видел: оторвался от горы камень без содействия рук, ударил. И истукан развалился и следа от него не осталось, и камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

И нам за 7 тысяч с лишним лет наснилось много снов в нашей жизни. Мы спали, и нам как бы во сне снился золотой истукан - барыши, посевы и всякое богатство; и мы так увлекались им, что и во сне и наяву о нём мечтали. Открывая какое-либо дело, земледельческое, торговое, военное или духовное, мы делаем его без веры и собираем для него деньги, и бывает - наберём их, но стукнет камень - несчастье- и нет их, и всё дело пропадает. Откроем, например, торговлю без веры в Бога, но стукнет несчастье, и смотришь - с молотка продали, и всё пропало. Так это было во время Японской войны. Мы тогда собрали большие средства, много кораблей и золота на кораблях. Но стукнуло несчастье, и пришлось выкинуть всё в море своими же руками. Потому что не было веры в Бога.

И сказал Бог Даниилу: «Даниил, запиши сии слова в книгу, они относятся к отдалённым временам, многие прочитают их, спящие в прахе земли пробудятся и в них умножится ведение» (Дан. 12, 4).

Это относится к Вавилонскому царю, но это относится и к каждому человеку. Вавилонский царь хотел умертвить мудрецов, а Даниил защитил их, рассказав и объяснив сон. И мы должны рассказывать то, что нам в нашей жизни снилось за 7 тысяч с лишним лет. Пора нам, спящим во прахе, пробудиться. Но мы только словами подражаем Даниилу, мы говорим: «Даниил рассказывал, вот и мы рассказываем». А словам Даниила, словам пророков и словам Евангелия не верим и не вникаем в них, а они напоминают нам, какова была и какова должна быть наша жизнь. Поэтому если мы будем вникать в слова пророков и в слова Евангелия, то мы будем вспоминать, как и мы видели золотого истукана, как безпокоились о пище, питье и об одежде, как были бедны, голодны и больны, и если начнём безпокоиться о словах пророков и словах Евангелия и применять их к своей жизни, то тогда у нас не будет ни нужды, ни болезней.

Так завтрашний день может нас разорить, но может нас и обогатить, и тогда мы от радости воспоём.

- Будем петь, - говорят слушатели и поют из 11-ой главы Евангелия Матфея слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас»... (28-30 ст.)

- Вот Я напомнил вам нынешнее Евангелие, слова Апостола Павла к римлянам и рассказал, какой сон видел царь Навуходоносор и как объяснил его Даниил, какой истукан видел царь и как стукнул его камень - несчастье и его не стало. Тогда Даниил с Божией помощью избавил гадателей от смерти. И до сего дня слова Даниила избавляют от возмутительных слов и от смерти.

Теперь, если не затруднит вас...

- Нет, не затруднит, - говорят дружно слушатели.

- Напомню вам ещё празднуемого ныне преподобного Сампсона. Царь Юстиниан заболел и призвал к себе врачей, но они, осмотрев его, начали спорить друг с другом. Один говорит: «Он поправится», а другой: «Он умрёт». Ясно, что кто-нибудь да и угадает, - всё равно, как если один скажет: «Завтра будет дождь», а другой «Завтра будет ясная погода», то кто-нибудь из них и угадает. Царь видит, что врачи только спорят, а исцелить его не могут, и повелел всех их прогнать, а сам обратился к источнику всяких исцелений - к Богу и от Него одного со слезами стал искать себе помощи. И, уснувши на короткое время, он увидел в видении множество врачей, облачённых в светлые одежды. Некий светозарный юноша, указав на одного из них, сказал царю, что он исцелит его. Пробудившись от сна, царь сильно обрадовался и велел призвать к себе всех врачей, но между ними не было того, которого он видел во сне, и он, описав черты виденного им врача, повелел всюду искать его, обещая щедро наградить того, кто поможет ему разыскать его. Многие искали описанного царём врача и не находили. Наконец, один из царских слуг, который находился в дружбе с Сампсоном, вспомнил о святом и сказал царю, что он похож на того, кого он видел во сне, и царь повелел привести его к себе. Когда святой вошёл к царю, то царь, увидев его, сказал с радостью: «Ты воистину тот, коего во сне мне явил Господь, обещая чрез тебя подать мне здравие».

Сказав это, царь обнял его и стал целовать не только в уста, но и голову и руки его, прилагая их к своим глазам и надеясь получить от них исцеление. Святой, при виде столь великого смирения царя, опечалился и кротко сказал ему: «Не делай сего, царь, не унижай себя безмерным смирением, чтобы не ввести меня в искушение, и я возгоржусь».

- Нет, Ты не возгордишься, Дорогой Братец! - говорят слушатели, а Братец Иоанн продолжает:

- И говорит святой царю: «Не целуй мне рук: я сам, будучи нищим и грешным, нуждаюсь в милости Господней ко исцелению моих грехов. Твоя великая вера приклонит Христа на милость, и Он исцелит тебя, ибо Он может сотворить всё, что хочет».

- Спасибо, - говорят слушатели.

- Сказав это, Сампсон коснулся рукою больного места на теле царя, делая вид, что он прилагает лекарства и желая этим утаить данный ему от Бога дар чудесного исцеления. И лишь только он коснулся больного места рукою, вдруг царь почувствовал облегчение от болезни, а потом скоро наступило у него и совершенное исцеление.

Получив исцеление, царь сильно обрадовался и предложил святому много золота и серебра, но святой сказал ему: «Царь, я много имел золота, серебра и имений, но всё это ради Христа оставил, чтобы получить вечные Небесные блага. Но если хочешь оказать мне твоё благоволение, то ради Бога и твоего спасения устрой рядом с моей хижиной такой дом, где бы я мог утешать немощных и странников, которым я привык служить».

И мы должны стараться утешать больных, голодных и холодных.

- Спасибо, - говорят слушатели.

- Они будут целиться и будут прославлять Бога и от радости будут петь.

И все снова запели «Отверзу уста моя», а Братец Иоанн сказал:

- Преподобного Сампсона Бог прославил исцелениями не только при его жизни, но и по смерти, чрез его гроб, который точил целебное миро. Больные мазались этим миром и исцелялись. Целебное свойство этого мира испытал на себе и один вельможа по имени Лев. Однажды он заболел всем телом и лежал на одре болезни как расслабленный, причём все члены его тела были недвижимы. Но когда его помазали по всему телу миром, истекавшим из гроба Сампсона, то он тотчас же получил исцеление. В другой раз он заболел очами, но, помазав их этим миром, он снова получил здравие.

Кто верит в слова пророков и слова Евангелия и живёт согласно этим словам, тот сам укрепляется и исцеляется и других исцеляет, не только при жизни, но и после своей смерти, подобно тому, как и отец Иоанн Кронштадтский целил людей при жизни, а также и от гробницы его истекают исцеления, потому что он много проповедовал и убеждал словами Евангелия, сам веровал в слово Христа и в людях укреплял веру, и по вере они целились. У нас священники также совершают литургию и Святые Тайны, но исцелений меньше, потому что мало проповедуют Евангелие. Вот потому-то мало веры и мало исцелений. А кто мало верит, тот мало и целит. Но когда люди будут вникать в слова пророков и в слова Евангелия, тогда будет больше веры, тогда будет и больше исцелений.

- Спасибо.

- И это ещё не всё. В странноприимнице преподобного Сампсона начальником был некто Енесий, человек ленивый и нерадивый, который небрежно наблюдал за нуждами больных и странников. Однажды ночью Сампсон явился ему и стал бить его жезлом, говоря ему: «Почему небрежен ты к службе своей и не исполняешь того, что тебе приказано?».

- Прости, Дорогой Братец! - говорят слушатели, а Братец Иоанн продолжает:

- От этого биения Енесий заболел столь сильно, что стал нем. Когда утром многие пришли к нему, то он ничего не мог сказать им, а только показывал на своё тело, синее от биения и, взяв бумагу, написал на ней как он был наказан святым за свою лень и небрежность.

Из этого мы видим, что Сампсон одних целил, а других наказывал за лень и небрежность.

- Прости, - говорят слушатели.

- Если нас не наказывать, то мы будем небрежны; если наказывать, то другие будут бояться и исправляться.

Узнав о случившемся, вельможа Лев пришёл к больному Енесию и, увидев, что его тело было всё синее от биения, начал со слезами молиться Сампсону: «Святой угодниче Божий, ты знаешь мою веру и усердие к тебе, исполни же теперь мою молитву - исцели больного Енесия». Когда вельможа Лев молился, язык Енесия разрешился, и он рассказал подробно обо всём, бывшем с ним, и с того времени совершенно исправился. Покаялся - исправился.

- Спасибо.

Кончив беседу, Братец Иоанн сошёл с кафедры и подошёл к иконам, где всё время, от 4 до 6 часов, находился выше названный священник, и прочитав, по обыкновению, несколько коротких молитв из молитвенника, подошёл к священнику и взял у него благословение. Священник, дав Ему поцеловать свою руку, в свою очередь поцеловался с Ним и затем ушёл домой, а к Братцу Иоанну стали подходить слушатели и целовать Ему руку.

Подошёл к Нему и петербургский миссионер Дьяковский и тоже поцеловал Его в лицо.

Ив.Трегубов.

Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость