На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
– Когда Братец вошел в залу и
подошел к иконам, то слушатели запели молитву
Господню: «Отче наш»; но на сей раз исполнили ее
нестройно. И потому, взошедши на кафедру, Братец
первым делом сделал замечание по этому поводу. А
именно, на обычное приветствие слушателей:
«Здравствуй, Братец дорогой», Братец сказал: «Вот
здравствоваться-то вы научились, а спели-то вы
плохо молитву Господню. Столько лет я беседую с
вами, но никогда еще не слыхал такого худого
пения, как сейчас. Ведь, если бы вы пели светскую
песнь, то выгнали бы тех, кто не вслушивается, не
прислушивается к голосу других. Тем более нужно
внимательно относиться к пению церковному,
Божественному. Прошу ошибку эту исправить и
снова спеть получше».
– Прости, дорогой Братец! –
воскликнули слушатели, как один человек, и снова
запели: «Отче наш», теперь уже вполне стройно и
воодушевленно.
– Вот так удобнее! – заметил
Братец.
– Да, этак-то будет лучше! –
воскликнули слушатели.
– Это потому, – продолжает Братец,
– что вы теперь прислушивались один к другому.
Если вы будете при пении вслушиваться в молитву
или песнь церковную, то будете понимать ее: тогда
будет и польза для души, тогда и Господь услышит
молитву твою. Если же ты поешь или читаешь только
для обряда, то от этого будет ли польза душевная?
Ведь если ты сядешь за стол и посидишь только для
обряда, а не станешь есть пищу, то от этого сыт не
будешь: так и без веры и воодушевления ты не
утешишься и пойдешь тощ.
– Спасибо, дорогой Братец! –
восклицают слушатели и поют: «Царю Небесный».
Нынешнее чтение
Евангельское – из 8-й главы Евангелия от Луки, –
говорит Братец и начинает затем читать с 27-го
стиха этой главы:
– «Когда Господь Иисус Христос
вышел на берег в стране Гадаринской, то встретил
его один человек из города, одержимый бесами с
давняго времени и в одежду не одевавшийся, и
живший не в доме, а в гробах».
– И я такой был! – восклицают
некоторые из слушателей.
– Как это подходяще к нашему
времени, – замечает Братец. – Ведь и теперь есть,
и сколько их еще, с давняго времени одержимых
бесами пьянства и разврата и в одежду не
одевающихся, полураздетых или совершенно
раздетых, и живущих не в доме, а в гробах
трактирных! Трактир – это гроб, где гибнет жизнь
человеческая…
– Истинно, дорогой Братец! –
восклицают слушатели.
Братец продолжает:
– И действительно, Гадаринский
бесноватый очень похож на нынешних людей, коими
овладевает бес пьянства, и кои ходят не одевшись,
ради пьянства. Были люди, которые ходили
раздетыми ради Господа, а эти – ради беса
пьянства: их оденут, а они опять все пропьют.
Бесноватый Гадаринский, читаем в
Евангелии, «увидев Иисуса Христа, вскричал, пал
перед ним и громким голосом сказал: что тебе до
меня, Иисус, Сын Бога Всевышняго? Умоляю Тебя, не
мучь меня».
– Как будто бы, – говори Братец, –
как будто бы Христос Спаситель мучил
бесноватаго. Хотя бесноватый Гадаринский и ругал
Христа Иисуса и называл Его мучителем, – тем не
менее, он не уходил от Иисуса, а бежал к Нему. Тоже
происходит и с людьми, одержимыми бесом пьянства:
таким людям все кажется, что их мучат. Даже одно
присутствие хорошаго, трезваго, богобоязненнаго
человека мучит их, служит пропойцам в суд: однако
же, пьяницы, видя такого человека, хотя и
безславят его, все же не бегут от него, а идут к
нему, кланяются и воздают ему почет, извиняясь
передним…
«Иисус, – читает далее Братец по
Евангелию, – Иисус повелел нечистому духу выйти
из сего человека: потому что он долгое время мучил его, так что
его связывали цепями и узами, сберегая его, но он
разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни».
Подобно Евангельскому бесноватому,
– говорит Братец, – и ныне бес гонит пьяниц из
родного отцовскаго дома дальше и дальше от
Церкви, и ходят пропойцы голодные, раздетые и
ночуют и согреваются в разных трущобах, за
городом на свалках, в навозе. Свиньи любят грязь,
но только в известное время, когда бывает жара,
человек же пьяный становится хуже свиньи: ибо, во
всякое время дни и ночи, во всякую погоду
валяется в грязи и в навозе, – и все ради чего? –
ради беса пьянства.
«Иисус, говорится далее в
Евангелии, спросил бесноватаго, как тебе имя? Он
сказал: легион; потому что много бесов вошло в
него».
Как много, говорит Братец, и теперь
бесов бывает в человеке – бесов пьянства,
разврата, лжи, воровства и тому подобных! И не
выйдут эти бесы из человека, одержимаго ими, если
Сам Господь Своим всемогущим словом, Своею
всесильною благодатию не изгонит их из
несчастнаго человека».
Далее в Евангелии читаем:
– «И бесы просили Иисуса, чтобы не
повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось
большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы
позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы,
вышедши из человека, вошли в свиней: и бросилось
стадо с крутизны в озеро, и потонуло».
– А сколько теперь
свиней двуногих! – восклицает Братец. –
Смотрите: сколько их бросается в воду и теперь!
Сколько несчастных пьяниц, алкоголиков кончают
жизнь самоубийством так же, как и Гадаринския
свиньи! Но что было на одном человеке, то теперь
бывает на многих. Господь исцелил бесноватаго. И
теперь люди должны просить, молить Господа, чтобы
Он Своим всесильным словом исцелил одержимых
различными бесами мучителями, и Господь исцелит
их, как Гадаринскаго бесноватаго. Если человек
будет ревновать о слове Божием, о Христовом
Евангелии, то коснется Он сердца такого человека,
пробудит его и изгонит из него все дурныя
привычки, и будут таковые люди в здравом уме,
будут иметь ум Христов, и о каждом из них скажут:
«Сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся, и на нем
новые сапоги, новый костюм и перстень на руке»…
– Истинно, дорогой Братец! –
восклицают слушатели и поют: «Царю Небесный», а
Братец потом продолжает читать из Евангельскаго
текста стихи 34–35:
– «Пастухи, видя происшедшее,
побежали и разсказали в городе
и в селениях. И вышли видеть происшедшее, и,
пришедши к Иисусу, нашли человека, из котораго
вышли бесы, сидящаго у ног Иисуса, одетаго и в
здравом уме; и ужаснулись».
– По поводу прочитанных слов
Евангельских Братец говорит следующее:
– Бывает, что и без учения Христова
человек не пьянствует, но он сердится, т. е.
поступает точно так же, как и пьяница, почему
состояние сердитаго человека можно назвать
сухим пьянством; ибо, что – в пьяном, то – и в
сердитом. Если пьяный человек просит прощения, то
он говорит: «Не помню
ничего! Так не ладно я сделал. Извините!» И
сердитый, когда кланяется и извиняется, тоже
говорит: «Я и не помню, что делал в раздражении.
Простите!». Человек, напившийся, ко всему
придирается, также и разсердившийся придирается
ко всем и каждому. Пьяный решается на
самоубийство; и разсердившийся, разозлившийся
нередко решается на убийство и самоубийство. И
как пьянаго, так и сердитаго может исцелить
только всеисцеляющее слово Христово, изгнав из
человека бесов озлобления. И так, не говори после
того: «Я – трезвенник!». Если ты, действительно,
трезвенник, то будь бдителен во всем (2 Тим. 4, 5),
отрезвись словом Христовым, не ходи на путь
нечестивых, не седи на седалище губителей,
избегай всяких преступлений и пороков, помня, что
трезвых строже судят, чем пьяных.
– Помолись, дорогой Братец! –
восклицают слушатели, а Братец продолжает читать
из Евангелия:
– «Видевшие же разсказали им, как
исцелился бесноватый. И просил Его весь народ
Гадаринской окрестности удалиться от них; потому
что они объяты были великим страхом. Он вошел в
лодку и возвратился».
– Слушатели Христа, – говорит
Братец, – Гадаринские жители не нуждались во
Христе, и потому они не радовались, когда
бесноватый стал в здравом уме, они даже остались
недовольны исцелением бесноватаго и пожалели
потонувших свиней. И теперь мы видим людей,
которые позаботятся и пожалеют больше о свиньях,
чем о тех, кто погибает от пьянства. В наше время
пожалеют больше тех, кто погиб от самоубийства,
как Гадаринския свиньи; и не порадуются о том,
кого увидят исцелевшим от пьянства и развратной
жизни. И если люди, одержимые разными болезнями,
ныне исцеляются словом Христовым, то над
таковыми даже смеются вместо того, чтобы за это
прославлять имя Божие; а потом оказывается, что
сами смеющиеся бросаются с моста, тонут и
погибают, подобно Гадаринским свиньям. Отчего же
погибают? оттого, что к ним не прикоснулось, не
привилось слово Божие, не знали они молитвы; и
вот, в тоске, томлении душевном они решаются на
самоубийство.
– Слушатели поют: «Царю Небесный»;
а Братец продолжает читать 38–39 стихи:
– «Человек же, из котораго вышли
бесы, просил Его, чтобы быть с ним. Но Иисус
отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и
разскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел, и
проповедывал по всему городу, что сотворил ему
Иисус».
И мы, – говорит Братец, – по поводу
этих слов, должны быть проповедниками: к этому
призывают нас пророки и апостолы, Сам Христос
Спаситель, – призывает пример бесноватого, коего
связывали цепями и узами. Пойди же и разскажи, как
тебя когда-то связывали цепями, как ты гоним был
бесом пьянства за город на свалки нечистот, в
свиную грязь; а теперь вот ты помилован Богом и
стал здоров. И тот, кому ты разскажешь это,
прославит с тобою Бога, и вечно будет звать тебя
«отцом» и «братом». При этом опять скажу, какие
должны быть настоящие трезвенники, и что значит
трезвость. Ведь если ты выпил
вина, то оно повлечет тебя в увеселительныя
места, потом к знакомству с порочными женщинами,
затем к воровству, карточной игре, бильярду,
кутежам. Поэтому если ты – трезвенник, то ты
отказался от всего этого дурного (тогда только и
будут верить тебе!); отказавшись от вина, ты
вместе с этим отказался и от всех пороков.
Покайся!
– Прости, дорогой Братец! –
восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго
Бога Отца….»
– Вот я делаю ныне вам, – говорит
далее Братец, – призыв на борьбу с злом
невоздержания и пьянства. От вина отказываются
для того, чтобы не сделать ничего худого; если же
ты не будешь пить вина, а будешь делать все это
худое, то ты станешь опять пьяницей и притом еще
хуже прежняго. Поэтому повторяю: если ты получил
исцеление своих недугов (пьянства и разврата)
чрез слово Божие, то, подобно Гадаринскому
бесноватому, разскажи об этом в доме своем,
ближнему твоему, и у тебя образуется как бы
контора трезвости, и твой разсказ будет иметь
силу. Человек распущенный оказался в числе
воздержных; уже один этот пример целит других;
человек с образованием: уже одно присутствие его
облагораживает, стыдит других.
Примером мы должны спасать окружающих; потому-то
Спаситель, отпуская исцеленнаго бесноватаго,
заповедал ему: «разскажи, что сотворил Бог». И
тот, кому ты разскажешь о чудесном избавлении
своем от невоздержания и пьянства, скажет: «и я
поступлю подобно тебе: во век не буду пить вина»…
– Слушатели поют: «Придите ко Мне
все труждающиеся и обремененные, и Я успокою
вас».
_________________
– Еще напомню вам, – говорит
Братец, – слова апостола Павла из его послания к
Ефесянам и читает 4–11 стихи 2-й главы этого
послания:
– «Бог богатый милостию по Своей
великой любви, которою возлюбил нас и как мертвых
по преступлениям оживотворил со Христом, и
воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в
грядущих веках преизобильное богатство
благодати Своей в благости к нам во Христе
Иисусе».
– Бог богатый милостию и нас
оживотворил, иначе исцелил от пьянства и
разврата, от распутной и разгульной жизни. Вот вы
некогда были мертвы по преступлениям, жили по
плотским похотям, были по природе чадами гнева,
сынами сопротивления, гибли как свиньи; а теперь
бы будете проповедниками трезвости, воздержания.
Бог посадил вас на высоте во Христе Иисусе. И
древние христиане жили на высоте, были примером
для язычников и фарисеев. Нам самим нечем
обогатиться, как только словом Божиим; а сами
собою мы не исцелились бы, если бы не всемогущее,
всеисцеляющее слово Божие. Когда Христос
Спаситель проповедывал, то благодать исходила из
уст Его: этою благодатию, т. е. Своим учением Он
исцелял людей, оживотворял их; и теперь Он целит и
оживотворяет Своею благодатию, святыми
таинствами, словом Евангелия. Займись же и ты
словом Божиим. Без дела, без занятия человек не
может быть ни минуты если он не занимается
добром, то будет заниматься злом. И как будет
хорошо, когда ты укрепишься словом Божиим! ты сам
себе будешь говорить: «Бог богатый милостию
исцелил, Избавил меня от пьянства, от нищеты и
разорения»!..
– Далее Апостол говорит:
«благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас
Божий дар: не от дел закона, чтобы никто не
хвалился. Мы – Его творение, созданы во Христе на
добрыя дела, которыя Бог предназначил нам
исполнять».
– Есть люди, поясняет Братец, кои
тоже говорят о себе: «мы спасены». Но где же вы
спасены? Если ты занимаешься воровством,
грабежом: где же ты спасен? Христос сеял кротость
в народе, а ты ссоришься, дерешься: как же ты
говоришь, что ты спасен? Спасает только жизнь
согласная с Христовым Евангелием. Итак, чему
Христос Господь учил, то мы должны делать; а чему
не учил, того не должны творить.
– Итак, читает Братец далее из
послания к Ефесянам, – помните, что вы, некогда
язычники по плоти, которых называли
необрезанными так называемые обрезанные
плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы
были в то время без Христа, отчуждены от общества
Израильскаго, чужды заветов обетования, не имели
надежды и были безбожники в мире».
– Подобно Гадаринскому
бесноватому, поясняет Братец, эти люди были чужды
общества, жили в трактирных гробах, смеялись над
верованием в слово Божие, не хотели слышать о
Христе. Когда апостол Павел проповедывал, то эти
люди, бывшие безбожниками в мире, стали веровать
в Бога. И теперь, кто не ищет слова Божия, тот
покушается на самоубийство и гибнет,
как погибли свиньи Гадаринския. Взыщи же слово
Божие, прочитай Писание, и ты узнаешь, на кого ты
стал похож; ты духовно исцелишься, тебе стыдно
будет делать грязныя дела.
– «А теперь, читает далее Братец, во
Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали
близки кровию Христовою».
– Близки, – поясняет Братец, –
потому что близко стали беседовать о Христе.
– Близко, дорогой Братец!
– «Ибо Он есть мир наш, соделавший
из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди
преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон
заповедей – учением, дабы из двух создать в Себе
Самом одного новаго человека, устроя мир, и в
одном теле примирить обоих с Богом посредством
креста, убив вражду на нем».
– Если бы, – говорит Братец,– не
было слова Божия, учения пророков и апостолов, то
человеку нечем было бы упразднить мирскую суету.
Новый завет Евангелия совершенно обновляет
человека, делает его новым, трезвым, устроет мир,
спокойствие в семье и обществе, и обновленный
человек от радости воспевает песни.
– И все запели: «Отверзу уста моя».
Братец продолжает читать из
послания:
– «И пришедши, благовествовал мир
вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и
другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы
уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым
и своим Богу».
– И теперь, – объясняет Братец, –
мы имеем доступ к Отцу Небесному чрез учение
Христа Спасителя. И как Апостол объединил всех
учением Христа – и своих и чужих, – всех, кто
только покаялся и принял Евангелие; так и в
настоящее время учение Христа объединяет всех
без различия вероисповеданий. Когда люди стали
слушать слово апостола Павла и верить учению
Христову, которое проповедывал его Апостол,
стали не чужими и не пришельцами, а согражданами
святым и своими Богу. И мы, когда поверим слову
Божию и исцелимся с помощью Христа Иисуса от
пороков, становимся своими Богу.
– После этого все
запели: «Твоя песнословцы Богородице».
__________________
– Еще напомню вам…
– Напомни, дорогой Братец.
– Книгу пророка Варуха, и Братец
стал читать 4-ю главу этой книги.
– «Вот книга заповедей
Божиих и закон, пребывающий во век. Все,
держащиеся ея, будут жить, а оставляющие ее умрут…»
– Так, – говорит Братец, – было
тогда при Пророке, так бывает и теперь. Где
оставляют книгу заповедей Божиих, где не
принимают слова Божия, святого Евангелия, там
умирают, там гибнут от самоубийства, как свиньи
Гадаринския; а где держатся за книги слова Божия,
там эти книги доставляют людям жизнь и временную
и вечную.
Далее пророк Варух говорит:
– «Обратись, Иаков, и
возьми книгу, ходи при сиянии света ея. Не отдавай
другому славы твоей и полезнаго для тебя –
чужому народу».
– Ты, – говорит Братец, –
православный. Почему же ты не веришь словам
Христа Спасителя, пророков и апостолов? Евреи
отвергли книгу и потеряли славу, а язычники
поверили и получили славу. Ты же за свое неверие
потерял славу.
– «Счастливы, мы, Израиль, – читаем
далее у Варуха, – что мы знаем, что благоугодно
Богу. Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы
преданы язычником, не на погибель, но за то, что вы
прогревали Бога, вы преданы врагом».
– Счастливы мы, – говорит Братец, –
изъясняя эти слова пророческия, что мы познали
книги пророков, слово Божие. Дерзай же, ревнуй о
книгах пророков. Христа и апостолов. Когда вы
ревновали о книгах священных, о слове Божием, то
не были преданы врагам; и даже освобождались те,
которые находились в плену. Но когда вы отвергли
слово Божие, то были преданы бесам пьянства и
разврата.
Далее Пророк объясняет, какия
жертвы приносили евреи и за что они преданы
язычникам:
– «Ибо раздражили
Сотворившаго вас, принося жертвы бесам, а не Богу.
Вы забыли питающаго вас вечнаго Бога, и также
огорчили и воспитывавший вас Иерусалим. Ибо он
видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил:
слушайте, сожители Сиона, Бог навел на меня
великую скорбь, ибо я видел пленение сынов моих и
дочерей, которое навел на них Вечный Я питал их с
радостью, а отпустил с плачем и горестью. Никто не
радуйся обо мне, вдовствующем и оставленном
многими; я опустел за грехи детей моих; ибо они
уклонились от закона Божия, не познали уставов
Его, не ходили путями заповедей Бога и не
вступили на стези учения в правде Его».
Пророк сравнивает себя со
вдовствующим, потому что народ оставил закон
Божий. Итак, вот за что он овдовел: за уклонение от
слова Божия, за попрание правды Божией. Теперь
люди часто недоумевают, за что они бывают вдовы,
несчастны, неудачники; а когда прочитают это
слово пророческое, то узнают за что: за то, что они
уклонились от закона Божия; забыли правду Божию,
заключающуюся в слове Божием.
– «Придите, говорит далее пророк
Варух, сожители Сиона, и вспомните пленение сынов
моих и дочерей, которое навел на них Вечный. Ибо
Он навел на них народ издалека, народ наглый и
злоязычный, ибо не устыдились старца, и не
сжалились над младенцем. И увели у вдовы сыновей
возлюбленных, и лишили одинокую дочерей».
Народ этот злоязычный
и наглый был наведен за то, что жители Сиона
оставили книги, о коих говорил Пророк Божий. Это
слово пророческое применимо и ныне к тем,
именующимся православными, кои забыли слово
Божие и сделались наглыми. И увели они сыновей и
дочерей по увеселительным местам и театрам; это
– безбожный, наглый народ со скрипками и музыкой
в руках…
Далее читаем у пророка Варуха:
– «Я же чем могу помочь вам? Кто
навел на вас сии бедствия, тот и избавит вас от
руки врагов ваших».
Пророк Варух сеял в евреях веру в
закон Божий, но они забыли этот закон. Если же Бог
навел на евреев такое бедствие, то Он может и
избавить от него. Учение Его и ныне выведет,
избавит от такого тяжкаго мучения, если люди
будут держаться Моисея и других пророков, Христа
и Его апостолов.
– «Идите, дети, читаем далее у
Пророка, идите, ибо я остался пуст. Я снял с себя
одежду мира и оделся вретищем моления моего; буду
взывать к Вечному во дни мои. Дерзайте, дети,
взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от
руки врагов. Ибо от Вечнаго я ожидал спасения
вашего, и мне пришла от Святого радость о милости,
которая скоро придет к вам от Вечнаго, Спасителя
нашего. Я отпустил вас с печалью и горестью, но
Бог возвратил мне вас с радостью и веселием на
веки. Ибо как ныне сожители Сиона видели пленение
ваше, так увидят скоро спасение ваше от Бога,
которое придет к вам с великою славою и величием
Вечнаго».
– Народ, – поясняет Братец, – будет
помнить, за что предки его попали в плен: попали
за то, что оставили книги Моисея и пророков, без
каковых книг нельзя жить. Когда же эти погибавшие
люди стали снова руководиться этими книгами,
тогда Господь опять возвратил им государство
еврейское, стал помогать им во
всем. И нас погубляли, поражали не татары, не швед,
не французы, не японцы, как-то недавно было, а
балалайки и трактиры, увеселительные сады,
театры, картежные клубы… Взывайте же к Богу,
взыщите Его слово, и Он избавит вас от насилия
разных врагов.
«Дети! потерпите
постигший вас от Бога гнев; преследовал тебя
враг, но ты скоро увидишь погибель его и
наступишь ему на шею».
Так говорит пророк Варух. Это,
замечает Братец, именно, и случится тогда, когда
ты будешь верить книгам пророков и жить по
заповедям Евангелия.
Далее в книге прор. Варуха читаем:
«Воспитанные у меня в неге пошли
жесткими путями, схвачены как стадо, расхищенное
врагами. Дерзайте, дети, и взывайте к Богу, ибо о
вас вспомнит Тот, кто навел на вас это. Какова
была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога,
увеличьте ее в десять раз, чтобы обратиться и
искать Его».
– Братец поясняет: Не будь учителей
распутства и уличных проповедников, не было бы у
нас и преступлений. И если уличною, грязною
проповедью нас влекли в пьянство и разврат, к
воровству и убийству, то проповедью слова Божия
нужно извлекать оттуда. Если учителя будут
убеждать своими словами, то им не будет веры: а
если они будут говорить слово Божие, то им
поверят, потому что это слово всегда и прежде
сбывалось и ныне сбывается».
Далее у пророка Варуха читаем:
– «Тот, который навел на вас сии
бедствия, наведет на вас Вечное веселие со
спасением. Дерзай, Иерусалим! Даровавший тебе имя
утешит тебя».
– По поводу этих слов пророческих
Братец говорит:
В нынешнем весели нет спасения,
потому-то ныне люди веселящиеся решаются на
самоубийство, Господь же чрез слово Свое
посылает такое веселие, которое спасет от потерь,
болезней и самоубийств. Дерзай же Иерусалим! будь
бодр духом: тому нечего смущаться и отчаиваться,
кто верит в слово Божие, кто внимает книгам
святых пророков, Христовых апостолов, отцов
Церкви.
Затем Братец читает по книге прор.
Варуха:
– «Несчастны те,
которые оскорбляли тебя и радовались твоему
падению. Несчастны города, которым служили дети
твои; несчастна земля, принявшая сыновей твоих:
ибо как они радовались о твоем падении, и
веселились о твоем поражении, так будут скорбеть
о своем опустошении, я отниму у него радость о
множестве ея народа, и хвастовство ея будет в
печаль: ибо придет на нее огонь от Вечнаго на
долгие дни, и весьма долгое время она будет
обитаема бесами».
В пояснение этих слов Братец
говорит:
– Что же ты радуешься о гибели? Ты
порадуйся о спасении Израиля… Так будут
скорбеть все трактирные и ресторанные владельцы
о своем опустошении. И если мы взыщем слово Божие,
усвоим слова Апостолов и святых отцов, то отнимем
у трактирщиков радость: хвастовство их обратится
в печаль, и спиртные барыши обратятся в скорбь
для них.
Братец читает последния слова
главы:
«Оглянись, Иерусалим, на восток и
посмотри на радость грядущую к тебе от Бога. Вот
идут сыновья твои, которых ты отпустил, идут
собранные от востока до запада словом Святого,
радуясь о славе Божией».
Мы, говорит Братец, призываем Бога,
но Он не приходит к нам; а когда примем Его учение,
то Он придет к нам. И Он приходит к людям в разных
исцелениях: из бесноватаго выходит бес,
распутный делается воздержным, пьяница –
трезвым. В том-то – и слава Божия, что Бог
исцеляет, как Он исцелял и ранее, и будет исцелять
после. Что делалось прежде, то бывает и теперь с
теми, которые ищут слова Божия и проникаются им.
И Братец со всеми слушателями
запел: «Седяй в славе на престоле Божества».
– Вот, сказал Братец, я напомнил вам
слово из Евангелия о том, как бесноватый страдал
и затем исцелился: напомнил также слова апост.
Павла из послания к Ефесянам о язычниках, которых
он признал своими Богу и согражданами святым;
напомнил вам и сейчас прочитанныя мною слова из
книги пророка Варуха…
____________________
– Еще напомню вам…
– Напомни, дорогой Братец!
– Житие блаженнаго Симона
Юрьевецкаго, воспоминаемаго Церковию ноября 4-го;
и Братец прочитал из «Житий святых, изложенных по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия
Ростовскаго», изд. 1902 г., за месяц ноябрь, на
страницах 78–79-й следующее место:
«Святый (Симон Юрьевецкий) еще при
жизни воспринял такую благодать от Господа, что
по молитвам его совершались различныя чудеса и
подавались исцеления недугующим; и хотя
блаженный подвергался не раз насмешкам и
поношениям, но все сие он переносил кротко, не
питая злобы к своим досадителям. Был такой
пример. Один Юрьевецкий житель Иосиф Зубарев
переплывал реку Волгу. Внезапно поднялся сильный
ветер, волны стали заливать маленькую лодку,
испуганный Иосиф вдруг увидел на берегу
блаженнаго Симона; он стал мысленно просить
святого, чтобы блаженный своей молитвой спас его
от неизбежной гибели. Тогда же Иосиф обещал дать
святому новую одежду и обувь. Буря тотчас же
прекратилась, и Иосиф благополучно переплыл
реку. Но потом, как-то часто случается, он забыл о
своем обещании. Спустя уже много дней он
встретился с блаженным. «Иосиф, – сказал святый,
ты не исполнил своего обещания. Помнишь ли, что
обещал ты, когда тонул на Волге?». Тогда Иосиф
вспомнил о своем обещании и почувствовал стыд.
Упав к ногам святого, он просил прощения. –
«Ступай, сказал блаженный, – и отдай нищим то, что
ты мне обещал, и никогда не забывай их, ибо
милостыня избавляет нас от напастей и бед».
– Ты, замечает Братец
по поводу слов блаженнаго Симона Иосифу, – ты
нищему-то отдай обещанное мне ион чрез тебя будет
прославлять имя Господне. Так блаженный Симон
подражал Христу. И Христос сказал бесноватому по
его исцелении: «разскажи, что сотворил тебе Бог».
Вот о бесноватом записано в Евангелии. А наши
дела где записаны? не в одних ли участках? К
книгам участков полицейских мы все подойдем… А
подойдем ли мы и подходим ли мы к книгам пророков,
апостолов, к книгам святоотеческим? Когда мы
видим, что у нас нет никакого выхода из несчастия,
то мы чего – чего не пообещаем Богу?! А исполняем
ли мы потом свое обещание?! Покайся!..
– Грешны, дорогой Братец! –
восклицают слушатели, а Братец говорит:
– Еще напомню вам
житие святителя Ионы, архиепископа
Новгородскаго, празднуемаго Церковию 5-го ноября,
– и затем из вышеупомянутых «Житий» прочитал на
страницах 107–108 следующее место:
– «Однажды в смутное время (когда
народ шел против царя Иоанна Васильевича
Грозднаго) по реке Волхову плыли казаки, которые
опустошали деревни и грабили жителей, не щадя
никого. Они приблизились к монастырскому селению
и уже намеревались напасть на него. Атаман
спросил: кому принадлежит это селение? Один
крестьянин, по имени Георгий, ответствовал: «это
селение принадлежит Отенской обители, святому
отцу и великому чудотворцу Ионе, архиепископу
Новгородскому». Услышав имя святителя, атаман
строго наказал своим товарищам никого и ничего
не трогать в сем селении. Когда его спросили,
почему он запрещает им это, он сказал: Однажды на
меня прогневался государь и велел казнить меня
смертию, а я, окаянный, вспомнив о великом и
милостивом чудотворце Ионе, со всеусердием, как
только мог, вознес к нему свою недостойную
молитву, чтобы он заступил меня от царскаго
гнева. В сие время и было получено от царя
повеление об отмене моей казни. С той поры я
постоянно благодарю своего скораго заступника
святого Иону».
– Так-то, замечает в
заключение своей беседы Братец, и мы забываем
милости царския, и вспоминаем о них лишь тогда,
когда нас настигнут какия-либо несчастия. Но если
нам трудно подражать
учению святых пророков и апостолов, учению
святых отцов, то поучимся у этого атамана
разбойников, коего защитила молитва святого от
гнева царскаго. Будем благодарить Бога за то, что
Он избавил нас от пьянства и разврата, и на каждом
из нас оправдалось Евангельское слово: «я был
мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».
Этим и закончилась беседа Братца.
___________________
По окончании беседы
слушатели исполнили песнопения: «Богородице
Дево радуйся» и «Небесных воинств архистратизи»;
а Братец, по обыкновению, прочитал две молитвы, и
затем народ стал подходить к Братцу под
благословение и для целования его руки.
С.П.Ц.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед