На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
25-го декабря 1911 года
РОЖДЕСТВО
ИИСУСА ХРИСТА
Когда Братец вошел в
переполненный слушателями зал, то они, по
обыкновению громко приветствовали его словами:
«Здравствуй, дорогой Братец! и вместе с ним
запели: «Рождество Твое
Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем
бо звездам служащие звездою учахуся, Тебе
кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты
Востока: Господи, слава Тебе».
Затем Братец взошел
на кафедру, и слушатели вновь дружно воскликнули:
«здравствуй, дорогой Братец!» и, по его указанию
торжественно запели: «С нами Бог, разумейте,
языцы, и покарайтеся: яко с нами Бог. Услышите до
последних земли: яко с нами Бог. Могущии,
покаряйтеся: яко с нами Бог» и «Христос
раждается, славите. Христос с небес, срящите.
Христос на земле, возноситеся. Пойте Господеви,
вся земля, и веселием воспойте, людие, яко
прославися».
После пения Братец
говори:
– Христос рождается
– славите.
– Будем славить! –
восклицают слушатели.
– Христос с небес –
срящите, т. е. встречайте и принимайте Его.
– Будем встречать и
принимать.
– А где мы можем Его
встретить? Там, где двое или трое собраны во имя
Его, там, где проповедуется и принимается Его
слово. А где Его слово не проповедуется и не
принимается, там нет Христа.
Поэтому Иоанн
Богослов и говорит: «кто приходит к вам и не
приносит учения Христа, того не принимайте в дом
и не приветствуйте его, ибо приветствующий
участвует в злых делах его» («Иоан. 1, 10). Прими в
дом развратника – и он научит тебя и твоих
семейных разврату.
Христос на земли –
возноситеся.
– Будем
возноситься! – восклицают слушатели, а Братец
поясняет:
– Возноситесь, т. е.
хвалитесь Его чудесами.
– Будем хвалиться!
– Пойте Господеви,
вся земля, яко Он в хромых, слепых и нищих
прославился.
– Слава Тебе,
Господи! – восклицают слушатели и снова, по
указанию Братца, поют: «С нами Бог, разумейте,
языцы» и «Христос раждается, славите».
После пения Братец
говорит:
– Рождество Иисуса
Христа было так, как написано чрез пророка,
который говорит: «се, Дева во чреве приимет и
родит Сына, и нарекут имя Ему:
Еммануил, что значит: с нами Бог» (Исаия, 7, 14).
Пророк говорил о рождении Христа от Девы и его
слово исполнилось. Если и
мы будем говорить о Христе, то и в нас родится Христос.
– Спасибо!
– Но в нас рождается
иногда не Христос, а разные дурные пороки, а всякие пороки происходят
от Диавола, почему Христос и говорит: «вы
исполняете похоти отца вашего Диавола» (Иоан. 8,
14).
Все люди
Богу молятся, но не все научились делать добро
человекам. Иной пойдет в церковь, а потом выйдет
оттуда и идет в трактир и там предается пьянству
и разврату. Также и магометанин пойдет в мечеть,
разует ноги, закроет лицо руками и в свое
оправдание говорит: «я молюсь так, как и Моисей
молился». Но Моисей вывел израильский народ из
Египта, а эти сами находятся в плену разврата и
других влекут за собою туда же. Все таковые люди
молятся и кланяются Богу, но о Боге и Его Законе
не беседуют и работают Диаволу и потому остаются
навсегда злыми.
Я не
говорю, что не надо Богу молиться, я говорю,
главное, о том, что надо больше беседовать о слове
Божием. Ведь все религии для того и созданы, чтобы
люди говорили о Боге. И если мы будем беседовать о
Боге и проникаться его словом, то мы тогда окажемся яслями, в
которых родился Христос – Бог. И тогда мы не
будем иметь ни болезней, ни нужды, ни печали.
Я уже много
разговорил в течение 17 лет, что если поговорить с
человеком о Боге, то он другой делается – из
злого добрым.
Возьмите буддистов
– и они стараются, согласно своему закону, быть
добрыми и кроткими со всеми. А мы считаем себя
последователями кроткаго Христа и поделались
такими злыми и гордыми, о которых апостол Павел
говорит: «ради вас хулится имя Божие у язычников»
(Рим. 4, 24). Покайся!
– Грешны! –
восклицают слушатели, – а Братец читает 35-й стих
1-ой главы Евангелия Матфея: «Встав от сна, Иосиф
поступил, как повелел ему ангел Господень, и
принял жену свою».
Иосиф верил по
Писанию, что Христос должен родиться от Девы, но
боялся принять ея из-за народа, который не верил в
Писание и искал убить Младенца, Деву Марию и
Иосифа.
И в настоящее время
мы видим: Писание говорит так, а народ требует
исполнения человеческих законов. Вот как хотите,
так и поступайте. Но чему лучше верить: Писанию
или народу?
–
Писанию! – восклицают слушатели, – а Братец еще
поясняет:
– Вся моя жизнь и
ревность направлены к тому, чтобы сеять слово
Божие; и если в нас будет слово Божие, то будет и
Бог и мы будем Его яслями.
– Спасибо!
– И если мы будем
говорить о Боге и сеять Его слово, то мы избавимся
от болезней, нужды и печали.
Иосиф встал от сна и
поступил так, как повелел ему ангел. И нам
приходится встать от долгой духовной спячки и
поступать так, как говорит нам Писание, а не так,
как непросвещенный святым Писанием народ.
И все запели:
«Христос раждается, славите».
После пения Братец
стал читать и пояснять 2-ую главу Евангелия
Матфея от 1 до 18 стиха:
– «Когда
же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя
Ирода, пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с
востока и спрашивали всех жителей: где
родившийся царь Иудейский?».
– В Братце дорогом,
– говорят слушатели, – а Братец поправляет:
– Нет не у Братца, а
в Вифлеемских яслях.
И затем читает
далее:
– «Ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
И доныне кто уверует
в Его Евангелие, таковой будет подражать волхвам:
он также будет искать звезду Евангелия и так же,
как волхвы, будет спрашивать всех о Христе. Как
тогда звезда показывала путь ко Христу, так и
ныне святое Евангелие ведет нас поклониться
Христу, т. е. Его учению.
Но если мы будем
подражать волхвам по букве Писания и станем
искать на небе звезду, то мы будем подобны тем
ученым, о которых Христос говорит: «лицемеры!
либо неба распознавать умеете, а пришествия
времен Христа не знаете» (Лук. 12, 56). Вместо звезды
ныне мы должны отыскать Евангелие, и оно, как
звезда, приведет нас ко Христу.
– Спасибо!
– Далее читаем:
«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь
Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и
книжников народных, спрашивал у них: «где должно
родиться Христу?»
Если бы волхвы не
спрашивали о Христе, то царь не созвал бы
первосвященников и книжников; но они своими
разспросами о Христе возбудили царя, священников
и народ и заставили их раскрыть книги. И
священники раскрыли книги и сказали царю: «да, из
тебя произойдет вождь».
Так если и ты
начнешь говорить о Христе и соберешь людей для
беседы о Нем, то и ты возбудишь волнение и о тебе
будут говорить: «это сектант». Но настанет время,
когда весь мир будет говорить о Христе. Тогда все
развратные и пьяницы встревожатся и все плясуны
с ними и скажут: «что нам делать? О Христе нам
говорить скучно».
А верующие в Писание
будут с радостью говорить о Христе и тем будут
укреплять в себе веру.
А имеющий крепкую
веру ничего не боится: ни худой молвы, ни самых
жестоких гонений, как и те волхвы. Раньше волхвы
только читали о звезде, а самой звезды еще не
видели. Но когда они звезду увидали, тогда
вспомнили написанное о ней в Писании и пошли в
Иерусалим и сказали иудеям: «мы читали в Писании
о звезде и видели звезду на востоке и не можем не
верить ей и потому мы ищем вашего иудейскаго
царя».
Это все равно, как
если люби об исцелениях только читают, а
исцеленных еще не видали. Как они могут верить во
Христа? А если кто и в Евангелии об исцелениях
читал и исцеленнаго увидал, то таковой будет
верить во Христа и во все святое.
Далее читаем: «Они же, т. е.
первосвященники и книжники сказали ему: в
Вифлееме иудейском, ибо так написано чрез
пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не
меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет
Вождь, Который упасет народ Мой Израиля. Тогда
Ирод, тайно признав волхвов, выведал от них время
появления звезды и послав их в Вифлеем, сказал:
пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда
найдете, известите меня, чтобы и мне пойти
поклониться Ему. Они выслушавши царя, пошли. И –
се звезда, которую видели они на востоке, шла
перед ними, как, наконец, пришла, и остановилась
над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду,
они возрадовались радостью весьма великою, и
вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью
Его, и падши поклонились Ему; и открывши
сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и
смирну».
Золото, ладан и миро
были принесены Христу, как три символа: золото,
как царю, миро, как человеку, и ладан, как Богу.
Такие подарки, которые приносились только царям,
показывали, что это был не простой младенец.
Поэтому если и ты
будешь верить так, как верили волхвы в Писание,
как верила Матерь Божия, так верил Иосиф, то во
время нужды и тебе принесут дары издалека, как с
востока. И вера твоя будет двигать тебя и других к
добру.
Далее читаем: «И
получивши во сне откровение не возвращаться к
Ироду, иным путем отошли в страну свою».
Как тогда волхвы
получили откровение, чтобы не возвращаться назад
к Ироду, но чтобы иным путем идти в страну свою,
дабы сохранить жизнь свою от погибели, так и
доныне верующие в святое Евангелие идут другим,
трезвым путем и сохраняют жизнь свою от смерти
пьянства и разврата.
– Помолись!
– Далее читаем:
«Когда же волхвы отошли, – се, Ангел Господень
является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми
Младенца и Матерь Его; и беги в Египет, и будь там,
доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать
Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял
Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и
там был до смерти Ирода, да сбудется реченное
Господом чрез пророка, который говорит: из Египта
воззвал Я Сына Моего».
– Спасибо!
– Из
Египта были вызваны также Иосиф, Моисей и весь
еврейский народ. Египет был местом разврата и
тяжелаго рабства.
В настоящее время в
духовном смысле таким Египтом являются трактиры,
рестораны, гостиницы и вообще все места разврата,
пьянства и рабства греху.
И как тогда Господь
воззвал своего Сына из Египта, так и в настоящее время Он вызывает
пьяниц из трактиров, как из Египта.
– Спасибо, вызвал
нас из Египта, – говорят слушатели.
– Если вы, – говорит
Братец, – вышли из египетскаго пьянства, то не
возвращайтесь назад, ибо там ищут вас во время
праздников сороковками погубить.
– Помолись!
– Далее читаем:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами,
весьма разгневался и послал избить всех
младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от
двух лет и ниже, по времени, которое выведал от
волхвов».
Как тогда
непознавшие Христа младенцы были истреблены во
всех пределах, так и доныне истребляются во всех
трактирах и ресторанах через пьянство и разврат
малютки, которые еще не успели воспитаться от
слов Христа, и как младенцы неразумные идут сами
к смерти пьянства и разврата.
Далее читаем: «Тогда
сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который
говорит: глав в Раме слышан, плач и рыдание, и
вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не
хочет утешиться, ибо их дома нет» (Иер. 31, 15): они в
трактирах, ресторанах и гостиницах увеселяются и
на глазах отца и матери и всего народа режутся и
стреляются.
Это избиение
младенцев при царе Ироде напоминает нам другое
избиение – избиение первенцев египетских. Оба
эти избиения происходили в то время, когда в
людях совершался великий духовный переворот:
старый мир утопал и погибал в разврате и пьянстве
и наказывался Богом, а новый мир нарождался и
укреплялся на развалинах стараго. И как в Египте
в то время были двое: Моисей и Аарон, так и в
иерусалимском царстве были двое: Иисус Христос и
Иоанн Креститель.
Для чего это
написано? Для того, чтобы посеять в людях искру
Божию, и этой искрой они будут жить вечно.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Дева днесь
Пресущественнаго раждает, и земля вертеп
Неприступному приносит: Ангели с пастырьми
славословят, волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родился Отрача младо, превечный Бог».
После пения Братец
говорит:
– Все мы празднуем
ныне Христово рождество. В древнее время тоже
праздновали его. Но тогда это, действительно, был
праздник достойный уважения, а в настоящее время
от этого праздника сердце замирает.
– Верно, дорогой
Братец! – говорят слушатели, – а Братец
продолжает пояснять:
– Какой это
праздник! Вместо Христова рождества устроили
дьяволу пиршество, а потому Господь и посылает
болезни и нужду. Для чего? Для того, чтобы мы
искали Бога. Но часто и в нужде и в болезнях мы не
ищем Бога. Если мы в нужде, то ищем богатаго
человека, а не Бога. Если мы в болезнях, то ищем
земнаго врачества. И все таковые пролечивают
свои имения и не исцеляются, – берут взаймы у
богатых и от нужды не избавляются и остаются
всегда в долгах. Покайся!
– Грешны!
– Но верующий во
Христа от болезни исцелялся и от нужды
избавлялся.
– Спасибо! –
восклицают слушатели и поют: «Дева днесь»,
«С нами Бог, разумейте, языцы» и «Христос
раждается, славите».
После пения Братец
говорит:
– Спасибо вам, что
вы так стройно спели. Точно вы спевались. Вот это
настоящее Христово рождество! Но мы видим ныне в
гостиницах дьяволово пиршество. И многие
говорят: «для праздника это не грех». Но как же не
грех, если там не нашлось места Христу? А если там
не было места Христу, то и верующим в Него также
нет там места. Это только глупенькие младенцы не
могли уйти от избиения, а мудрые волхвы убежали
от смерти. Так и теперь кто верует в слово Божие,
тот находит себе другой путь и избавляется от
трактирной смерти. Таковой не пойдет на Иродово
пиршество, а устроит у себя Христово торжество. И
чрез таковую веру подвигнется все человечество.
– Через тебя,
дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «С
нами Бог, разумейте, языцы», «Христос раждается,
славите», «Дева днесь Пресущественнаго раждает»
и «Тебе Бога хвалим».
После пения Братец
говорит:
– Ныне день великий,
ныне день славы Господней. Всякая слава сходит с
неба.
Сказав это, Братец
начинает читать и пояснять из Евангелия Луки 2-ую
главу, с 9-го стиха: «Вдруг предстал пастухам
Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и
убоялись они страхом великим. И сказал им Ангел:
не бойтесь; я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям».
– Спасибо! –
восклицают слушатели, – а Братец говорит:
– Бояться нужно
только злого, вреднаго. Поэтому ангел и сказал:
«не бойтесь».
Далее читаем: «Ибо
ныне родился вам в городе Давидове Спаситель,
который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в яслях. И
внезапно явилось с Ангелом многочисленное
воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках
благоволение».
–
Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец
продолжает читать:
– «Когда Ангелы
отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:
пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о
чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и
нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащаго в
яслях. Увидевши же разсказали о том, что было
возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие
дивились тому, что разсказывали им пастухи. А
Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце
своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога
за все то, что слышали и видели, как им сказано
было».
Из этого Писания мы
видим, что Ангелы с пастырями славили и
торжествовали рождество Христово. Но мы вместо
Христоваго торжества устроили дьявольское
пиршенство. Ныне Рахиль плачет о детях своих и не
хочет утешиться, ибо их дома нет. Там жена плачет
о своем муже; там мать плачет о своем сыне, – все
плачут, потому что их родных убило развратное
поведение, пьянство, музыка и пляски. Они забыли о
Христе, и Христос их забыл. Но когда они покаятся
и призовут Христа, тогда Он придет к ним и
успокоит их.
– Помолись!
– Во всякой религии
молятся и обряды исполняют, а о Законе Божием не
говорят и потому не имеют успеха в своих делах и
поделались разбойниками. Но во всякой религии
есть и такие, которые, кроме молитв и обрядов,
исполняют и закон Божий, и таковым Господь
помогает, и они благоденствуют. Таковыми были
Авраам, Моисей, Давид и другие. Они искали Бога, и
Бог помогал им в их делах. И волхвы, хотя они были
языческой веры, тоже искали Бога и Его слова и
потому нашли то, чего искали.
Поэтому если и ты,
подобно волхвам, будешь искать Христа и вникать в
Его слово, то у тебя будет крепкая вера и ты
получишь успех во всем. Но кто не ищет Христа, те
все, – и цари, и нищие, – мучаются и не имеют
утешения и успеха.
– Верно, дорогой
Братец! – говорят слушатели и поют: «С нами Бог,
разумейте, языцы» и «Христос раждается, славите».
________________
После пения Братец
говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни, –
говорят слушатели.
– Послание апостола
Павла к Галатам.
– К нам.
Сказав это, Братец
начинает читать и объяснять 4-ую главу послания к
Галатам:
– «Еще сказу:
наследник, доколе в детстве, ничем не отличается
от раба, хотя и господин всего».
Так и мы были
порабощены, пока были младенцами в трактирах и
гостиницах и во всех развратных домах.
– Прости! – говорят
слушатели, – а Братец читает далее:
– «Он, т. е.
несовершеннолетний наследник подчинен
попечителям и домоправителям до срока, отцем
назначеннаго. Так и мы, доколе были в детстве,
порабощены вещественным началам мира; но когда
пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего
Единороднаго, Который родился от жены,
подчинился закону, чтобы исцелить подзаконных,
дабы нам получить усыновление».
Так и мы – когда
пойдем иным путем, тогда будем сынами Духа Божия.
– Далее читаем: «А
как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа
Сына Своего, вопиющаго: Авва, Отче! Посему ты уже
не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий
чрез Иисуса Христа».
Если мы не
воспитывались у Христа, то мы не можем
пользоваться ни здоровьем, ни богатством, ни
душевным спокойствием. А настоящий наследник
пользуется всем.
– Ты – настоящий
наследник, – говорят слушатели, – а Братец
читает далее:
– «Но тогда, не
знавши Бога, вы служили богам, которые в сущности
не боги: ныне же, познавши Бога, или лучше,
получивши познание от Бога, для чего
возвращаетесь опять к немощным и бедным
вещественным началам, и хотите
еще снова поработить себя им?».
Вы работали для
дыряваго кошелька и снова хотите поработить
себя. Покайся!
– Грешны! –
восклицают слушатели, – а Братец поясняет:
– Какой ты
наследник, если расточил наследство? Поэтому как
у евреев было отнято царство и отдано тем, из
которых потом составилось христианское
государство, так и твое наследство будет отнято у
тебя и отдано другому. Но кто подражает Христу в
своей жизни, тот делается и Его наследником.
Для чего это
написано? Для того, чтобы усыновить всех. Говорят:
«трудно подражать Христу». Будем подражать хотя
волхвам и принесем Христу, подобно им, золото,
ладан и миро.
Хотя я и не тот самый
волхв, но хочу подражать волхвам. Я всюду и всегда
разспрашивал о Христе и искал Христа и нашел вас
во Христе, и потому хочу дать вам, как Христу,
ладан, масло и вместо золота копеечку.
Вот уже 17 лет даю на
каждое Рождество Христово и никогда не оскудеваю
и никогда не говорил и не пел о нужде. Поверьте в
слово Божие, взыщите слово Евангелия, и вы будете
наследником всего и у вас никогда не будет нужды.
Прошу не
волноваться и подходить спокойно. Каждый получит
рождественский подарок: ладан, как жертва Богу, –
маслице, как человеку от болезней во исцеление, –
а копеечку в знак от нужды избавление.
– Спасибо! –
говорят слушатели.
Затем Братец
всходит с кафедры, подходит к иконам и вместе с
слушателями поет: «Богородице, Дево, радуйся».
После пения Братец
читает, по обыкновению, несколько кратких молитв,
именно: «Иже на всякое время», «Господи святый,
иже в вышних живый», «Огради нас, Господи», «Слава
Отцу и Сыну и Святому Духу» и «Благослови,
Господи, благостию Твоею»; а потом, обратившись
лицом к слушателям, раздает им, каждому из них по
новенькой копейке, по пузырьку деревяннаго масла
и маленькому сверточку ладану.
Беседа продолжалась
1 ч. 20 м., а раздача копеек, масла и ладана
продолжалась 1 ч. 40 м. К Братцу подошло за
получением рождественскаго подарка 2.300 человек.
Трезвенник.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед