На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА 

4-го марта 1912 года. 

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКАГО ПОСТА. 

В воскресенье, 4 марта, Братец, взойдя на кафедру, сказал:

– Сегодняшнее Евангелие (от Марка, 9, 17–29): «Иисус, пришед к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? А один из народа в то время сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимаго духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его: он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам».

– Помоги! – восклицают слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую Господи! помоги моему неверию».

– Верую! – восклицают и многие слушатели, – а Братец читает далее:

– Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из  него и впредь не входи в него».

– Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «И вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руки, поднял его; и он встал и исцелился».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Бесноватый исцелился, – тогда и весь спор с книжниками прекратился. Книжники и законники умели только спорить с учениками Иисуса, а целить не могли. Иисус же и Его ученики не спорили, а внушали веру и целили людей, и люди не спорили, а говорили: «вот сын мой был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся». И скорченная говорила: «вот я была скорченная, а теперь исцелилась».

Есть люди, которые говорят, что это только тогда были бесноватые. Нет, они и ныне есть. Христос целил тогда. Он также исцеляет и доныне верующих в слово Его. Тогда бесноватые бросались в огонь и воду, так и теперь есть такие бесноватые, которые за неверие в слово Божие покушаются на самоубийство и бросаются в огонь и воду. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что Христос пришел для того, чтобы целить человечество. А книжники приходили к Нему и к Его ученикам для того, чтобы спорить с ними, потому что спорить легче научиться, нежели целить человечество. Спорить могут люди и без веры в Бога, а чтобы целить человечество именем Иисуса Христа, надо иметь крепкую веру в Бога.

Если и ты прикоснешься к слову Иисуса Христа, то и ты исцелишься от всякой слабости и от всякой болезни.

Поэтому и мы должны не спорить, а проникаться верою в учение Христа и тогда мы чрез эту веру будем целиться сами и других будем целить именем Иисуса Христа. И тогда чрез исцеления прекратятся всякие споры с книжниками.

И все запели: «Царю небесный».

После пения Братец читает далее:

– «И как вошел Иисус в дом, то ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Молиться-то все молятся, другой и много молится, да постятся-то мало: боятся как бы не похудеть.

Слышится общий смех, – а Братец говорит:

– Но все святые люди постились. Моисей постился 40 дней, Илия постился 40 дней, Христос постился 40 дней, и многие другие постились. Для чего? Для того, чтобы избавить людей от беснования. Когда человек пресыщается, то в нем пробуждаются страсти, ему делается скучно и он ищет себе развлечения, а от развлечения бывает распутство. А когда человек постится, то его страсти обуздываются и он перестает грешить. Как дух укрепляется словом Божиим, так тело укрепляется постом. Поэтому и пророк говорит: «вы поделались, как откормленные кони» (Иер. 5, 8). А откормленный конь делается диким и часто убивает своего хозяина, и потому таковому коню влагают в рот удила. А не откормленный конь бывает смирный и кроткий, и ему не нужны удила. Так и человеку пост служит, как удила коню. Без поста человек беснуется от страстей и потом, пресытившись ими, покушается на самоубийство. Говорят, что теперь эпидемия самоубийство. Почему? Потому что никогда не постятся и не молятся; а если и молятся, то не постятся. Но кто молится и постится, тот получает просимое, почему Христос и сказал: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим: у одного отца нашлась вера, и вера его доставила сыну исцеление. Поэтому, если и у наших отцов будет вера, то и они доставят своим сыновьям и дочерям исцеление, и сыновья и дочери их перестанут искать себе развратных увеселений, и тогда они не будут кидаться в огонь и часто в воду.

– Спасибо!

– Фарисеи спорили с учениками Иисуса, пока не видели исцелений; а как только они увидели, как бесноватый исцелился, так и спор прекратился. И доныне если будут люди именем Иисуса Христа исцеляться, тогда и все споры, драки и убийства прекратятся.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

 

________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни!

– Послание апостола Павла к Ефесянам.

– К нам.

Сказав это, Братец стал читать послание апостола Павла к Ефесянам, главу 5-ю, от 6-го по 19-й ст.:

«Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления».

В то время было много пустословов.

– Это я такой пустослов, – говорят многие слушатели, – а Братец поясняет:

– Пустословы много говорили о своих прихотях, а о Христе ни единаго слова.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Итак не будьте сообщниками их», т. е. пустословов, потому что от пустых слов человек делается пустой духовно и материально.

Далее апостол говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине, испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте пустословов. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить».

– Стыдно! – говорят слушатели, а – Братец читает далее:

– «Все же обнаруживаемое делается явным от света, т. е. от Евангелия, ибо все, делающееся явным, свет есть».

Евангелие есть свет и Христова жизнь для нас есть свет. Кто живет по Евангелию и подражает Христу, тот всегда ходит во свете, и у него никогда не бывает темы человеческой. Свет Христов освещает его путь.

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно с этими пустословами, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».

Господь не сотворял дней лукавых, а люди сами создали их лукавыми, потому что занимаются лукавыми делами. Поэтому Господь и учит нас молиться: «избавь нас от лукаваго». Если бы не было лукаваго, то не нужно было бы Христу и учить нас в молитве «Отче Наш» об избавлении нас от лукаваго. А лукавый значит пустослов. Что сказать «лукавый», что сказать «пустослов», что сказать «демон», «дьявол», – это все равно. Слово «пустослов» только понежнее, а оно означает того же демона, от котораго Христос предупреждал нас остерегаться.

Ныне дьяволов мы не видим, но лукавых-то очень много. Потому Христос и научил нас молиться: «избави нас от человека лукаваго».

Далее читаем: «Итак не будьте не разсудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от котораго бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Но мы не научились поучаться в псалмах, а о разврате среди лукавых людей мы готовы говорить сколько угодно. Почему? Потому что не прониклись учением Христа. Но если ты будешь увлекаться словами Евангелия, тогда ты будешь говорить не о разврате, а о Христе, и тогда тобою будет владеть не разврат, а Христос. Если же ты поступаешь лукаво, то и владеет тобою лукавый, котораго ты не боялся. Покайся!

– Грешны!

– Если же ты руководствуешься словами Евангелия, то ты делаешься справедливым человеком, а справедливость делает человека богатым. Почему? Потому что несправедливому человеку никто не верит и никто его без залога на место не берет. Хотя бы он дал в залог за себя и 3000 рублей, все равно он обманет, потому что нет у него слова Божия и нет в нем Бога. А справедливому человеку и без залогу верят. Вот почему в древнее время, когда первые христиане жили по Евангелию, их предпочитали другим. Кого нанять? Христианина. К кому поступить в слуги? К христианину. У кого купить? У христианина. Кому продать? Христианину. И потому первые христиане не были бедными и больными. Они вели справедливую и нравственную жизнь, и из них устроилось богатое государство. Христос пришел не разрушить, а исцелить, возстановить и обогатить.

Говорят: христианину надо быть бедным, нищим. Но первые христиане жили богато. Они боялись пустословить, сквернословить и ходить на седалища губителей, укрепляли себя словами Евангелия и были всегда воздержны и справедливы, и потому им все верили и поручали им свои дела. Поэтому я опять повторяю: справедливость делает человек богатым. Это очень ясно и всем понятно.

– Ясно и понятно! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Воздержание и справедливость – это самое верное средство к богатству. Но теперь если хотят быть богатыми, то прибегают к лукавству, а лукавство приводит в тюрьму. Почему? Потому что человек не молится, чтобы Бог избавил его от лукаваго, а потому он и сам сделался лукавым. Взыщи слово Божие, – и оно будет охранять тебя от лукавых мыслей, и лукавые люди убегут от тебя и скажут о тебе: «он все говорит из слова Божия: наверное, он сектант». Но ты не бойся худого имени.  Взыщи слово Божие, – и оно сделает тебя мудрым и справедливым и обогатит тебя навсегда.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Седяй в славе на престоле Божества».

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню:

– Напомни.

– Книгу пророка Иеремии.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять 44-ю главу книги пророка Иеремии, от 1 до 29 ст.:

«Слово, которое было ко Иеремию о всех иудеях. Так говорит Господь Бог Саваоф: вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города иудейския; вот, они теперь пусты, и никто не живет в них».

Это за нечестие евреев, которое они сделали пред Богом. Господь отнял от них виноградник и отдал его другим.

Так и с нами бывает: за нечестие Господь отнимает у нас семейство, здоровье, хозяйство и богатство. Почему? Потому что мы не слушаемся слов пророков, Христа и апостолов. Мы не нуждаемся в них, а потому и Господь не нуждается в нас.

– Прости!

– Поэтому пророк Иеремия и говорит далее: «Это за несчастие их, которое они делали, прогневляя Меня, ходя кадить и служить иным богам».

Т. е. другому закону. Кому кадил, тому и служил, тому и последовал.

И теперь в трактирах кадят иным богам, т. е. страстям.

Далее читаем: «Я посылал к вам все рабов Моих, пророков, посылал с ранняго утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкаго дела, которое Я ненавижу». Но они не слушали и не приклонили уха своего, чтоб обратиться от своего нечестия, не кадить иным богам», т. е. иному развратному беззаконию.

И в настоящее время люди не слушаются слов пророков, Христа и апостолов, ходят по трактирам и кадят там иным богам, т. е. своим похотям. Их бог – чрево. Они угождают не Богу, а своему чреву, как говорит апостол Павел (Рим. 16, 18). Они утучнили себя на день заклания (Иак. 5, 5), что часто и бывают: многие подверглись операции. Да и ты получишь то же. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Ныне так говорит Господь Бог Саваоф: зачем вы делаете это великое зло душам вашим, истребляя у себя мужей и жен, взрослых, детей и младенцев?».

То же самое делается и теперь. Если бы – теперь такого истребления не было мужам, женам и детям, то я бы ничего не сказал. Но как тогда истреблялись мужья, жены и дети, так и теперь они истребляются.

Далее читаем: «Разве вы забыли нечестие отцов ваших и нечестие царей Иудейских, ваше собственное нечестие и нечестие жен ваших, какое они делали в земле Иудейской и на улицах Иерусалима? Не смирились они и до сего дня, и не боятся и не поступают по закону Моему и по уставам Моим, которые Я дал вам и отцам вашим. Посему так говорит Господь Бог Саваоф: вот, я обращу против вас лице Мое на погибель и на истребление всей Иудеи».

Это нечестие было тогда и теперь оно есть. И такое же истребление за это было тогда и ныне оно есть.

Но кто слушается слова Божия, тот имеет успех во всех своих делах.

Правда, бывает иногда, что и нечестивые благоденствуют, но их благоденствие непрочно, почему Давид и говорит: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, доколе не уразумел конца их, ибо вот удаляющиеся от Тебя, Господи, гибнут. А мне благо приближаться к Богу. И возвещу все чудеса Твои во вратах дщери Сионовой (Пс. 12, 3, 17, 27, 28).

Далее читаем: «И возьму оставшихся иудеев, которые обратили лице свое, чтоб идти в землю Египетскую и жить там, и все они будут истреблены, падут в земле Египетской».

– Теперь могут сказать: «я не в Египте, а в России». Нет, если ты живешь, по своим похотям, то ты также в Египте живешь, и потому и тебя постигнет та же участь, что и евреев в Египте.

«Мечем и голодом будут истреблены, – говорит пророк, – от малого и до большаго умрут от меча и голода, и будут проклятием и ужасом, поруганием и поношением. Посещу живущих в земле Египетской, как я посещал Иерусалим, мечем, голодом и моровою язвою, и никто не избежит и не уцелеет из остатка иудеев, пришедших в землю Египетскую, чтобы пожить там и потом возвратиться в землю Иудейскую, куда они всею душею желают возвратиться, чтобы жить там; никто не возвратится, кроме тех, которые убегут оттуда.

«И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жены, состоявшия там в большом множестве, и весь народ, живущий в земле Египетской, и сказали: «слово, которое ты говорил нам именем господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода. И когда мы кадили богине неба и возливали ей возлияния, то разве без ведома мужей наших делали мы ей пирожки с изображением ея и возливали ей возлияния?».

«Тогда сказал Иеремия всему народу, мужьям и женам, и всему народу: «не это ли каждение, которое совершали вы в городах иудейских и на улицах Иерусалима, вы и отцы ваши, цари ваши и князья ваши, и народ страны, вспомянул господь? И не оно ли взошло ему на сердце? Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей, какия вы делали; поэтому и сделалась земля ваша пустынею и ужасом, и проклятием, без жителей, как видите ныне. Так как вы, совершая то курение, грешили пред Господом и не слушали гласа Господа, и не поступали по закону Его и по установлениям Его, и по повелениям Его, то и постигло вас это бедствие, как видите ныне».

Когда мы читаем все это, то видим, что и мы в настоящее время страдаем за то же самое, за что страдали и евреи, за то, что служим богине разврата и делаем ей разные пирожки и пряники с разными человеческими и животными изображениями. Точно без изображения пироги и пряники не вкусны.

«И сказал Иеремия всему народу и всем женам: слушайте слово Господне, все иудеи, которые в земле Египетской: так говорит Господь Бог Саваоф: вы и жены ваши, что устами своими говорили, то и руками своими делали; вы говорите: станем выполнять обеты наши, какие мы обещали, чтобы кадить богине неба и делать пирожки с изображениями».

Так как от этого у них произошло распутство, то пророк Иеремия и говорит далее: «Зато выслушайте слово Господне, все иудеи, живущие в земле Египетской: вот, Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже на всей земле Египетской произносимо имя Мое устами какого-либо иудея, говорящаго: «жив Господь Бог!» Вот Я буду наблюдать над вами к погибели, а не к добру; и все иудеи, которые в Египте, будут погибать от меча и голода, доколе совсем не истребятся». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Это и есть тот страшный суд или последний день, о котором говорит Христос так: «слово, которое Я говорю, будет судить вас в последний день». У Иуды был последний день: он удавился. У еврейскаго царства был последний день: оно разрушилось. У Ирода тоже был последний день: его черви съели. Все они слышали слово Божие и не поверили, и за это Господь осудил их в последний день. Также и ты если слышишь слово Божие и не веришь ему, то и тебе придет последний день. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит пророк: «Только малое число избежавших от меча возвратится из земли Египетской в землю Иудейскую, и узнают все оставшиеся иудеи, которые пришли в землю Египетскую, чтобы пожить там, чье слово сбудется: Мое или их.

– Твое, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поправляет:

– Подождите, я говорю слова не свои, а слова пророка: «И вот вам знамение, говорит Господь, что я посещу вас на сем месте, чтобы вы знали, что сбудутся слова Мои о вас на погибель вам».

И слова Его сбылись на евреях: у них отнято государство. И у нас отнимется хозяйство, семейство, торговля, крестьянство, если и мы будем служить богине разврата и пьянства. Покайся!

– Грешны!

Поэтому не спорить Господь нас учил, а исцелять человечество словами Его. И тогда оно будет во все веки благоденствовать.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Блажен муж».

 

________________

 

После пения Братец говорит:

– Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых гибнет.

Поэтому я еще напомню вам.

– Напомни.

– Житие святой мученицы Евдокии, празднуемой 1-го марта. Это была одна из погибших жен, которая своею красотою многих увлекала в погибель, а себе приобрела большое богатство, но которая потом покаялась и сделалась святой.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, на страницах: 6, 7, 30, 31 и 32, следующее:

– Один инок, переходя через город, остановился в одной из гостиниц и стал читать Евангелие. В соседней с ним комнате находилась Евдокия. Она со вниманием прислушивалась к чтению Евангелия, а инок читал о страшном суде Божием, о гибели нечестивых и о блаженстве праведных. Слушая чтение, Евдокия пришла в великое умиление и не спала до самаго разсвета, размышляя о множестве своих грехов и о страшном суде Божием. Как только настал день, она велела позвать к себе того, кто читал ночью Евангелие, и, когда он пришел, сказала ему: «спаси меня окаянную».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Из этого мы видим, что тогда иноки ходили и читали Евангелие и тем приводили людей к покаянию.

– Как Братец, – говорят слушатели, – а Братец поправляет:

– Подождите, речь идет не о Братец, а об иноке, и о великой грешнице Евдокии, которая чрез слышание Евангелия уверовала и поступила в женский монастырь. Я хочу сократить чтение, дабы не утомить вашего внимания.

«Тогда страной управлял царь Аврилиан (под властию римских кесарей), и пред ним была оклеветана  Евдокия, как волшебница. Призвав одного комита (военачальника), царь велел ему взять воинов, захватить Евдокию и привести ее к нему. Взяв триста воинов, комит направился в пустыню, в женский монастырь, где жила Евдокия. И когда уже они хотели произвести нападение, всемогущая рука Божия воспрепятствовала им, и всю ночь не могли они ни на шаг подступить к монастырю. Настал день. Они видели монастырския стены, но не могли к ним подойти, и три дня и три ночи их попытки оставались безуспешными, и они недоумевали, что им предпринять дальше. И вот напал на них внезапно страшный громадный змий, и они, побросавши оружие, в ужасе бежали. Но хотя они спаслись от зубов змея, но не избежали его яда. Пораженные смертоносным дыханием змия, одни из них внезапно пали мертвыми, другие еле живые валялись на дороге, как нынешние пьяницы от зеленаго змея. И только с тремя воинами возвратился комит к царю. Разгневанный царь сказал своим вельможам: «как нам поступить с этой вольницей, умертвившей своими чарами такое множество воинов? Что посоветуете? Нельзя оставить без наказания такого злодеяния».

Неверующие считали Евдокию волшебницей.

– Нет, она не волшебница, – говорят слушатели, – а Братец продолжает пояснять:

– Она целила людей именем Иисуса Христа, а ее хотели наказать: точно зло какое она сделала.

– Нет, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «После совещаний царский сын сказал: «я пойду с многочисленным войском, сравняю с землей эту обитель блудниц и приведу сюда Евдокию».

Неверующие считали монастырь за обитель блудниц, но Господь чудесно защитил ее.

Далее читаем: «Царь и все согласились, и на другой день царский сын с воинами отправился разорить пустынную обитель и схватить Евдокию, потому что она прославлялась чудесами своими. По дороге он приблизился к селу, принадлежавшему его отцу и, в виду наступления ночи, захотел остановиться на ночлег в этом удобном для отдыха месте. По юношеской живости он быстро соскочил с коня, ударился о камень и сильно разбил себе ногу, так что на руках воинов отнесен был в постель. Ночью болезнь его усилилась, и он умер; и возвратились воины к царю, везя с собою его мертваго сына».

От чего он разбил себе ногу? От того, что захотел причинить зло Евдокии. От чего и твоя болезнь? Вспомни, не так ли и ты поступил, как тот неверующий в Бога сын?

– Прости!

– Ты причинил ближнему зло, – поэтому иногда и у тебя отымается  или нога или рука. Покайся!

– Грешны!

– Евдокия покаялась через Евангелие, которое читал ей инок за стенкой, и исцелилась от своего порока. Так и ты если примешь Евангелие, которое ты слышишь не за стенкой, не за перегородкой какой, и покаешься, то и ты исцелишься от своего порока.

– Помолись, дорогой Братец! – восклицает одна женщина.

– Подождите, не о молитве речь идет, а о слове Божием. Не делайте из себя перегородку. Ведь, вы мешаете слушать слово Божие. На вас будут гневаться жаждущие слышать слово Божие.

И женщина замолчала, а Братец читает далее:

«И тотчас царь Аврилиан послал к Евдокии трибуна (полковника) Вавилу с почтительным, смиренным и просительным письмом. Когда он прибыл в обитель, святая Евдокия, смиренно поклонившись, приняла царское письмо и сказала: «зачем царь посылает свое письмо мне, убогой и недостойной грешнице?». После довольной молитвы святая села и написала царю так: «Я, ничтожная женщина, не знаю, по какому случаю твое величество изволил прислать мне послание. Я, женщина недостойная и полная грехов, не имею дерзновения умолять Христа Бога моего, да смилуется над тобою и возвратит тебе сына живым. Но надеюсь на известную благость и силу Господа моего, что Он явит на тебе и на сыне твоем великое свое милосердие, если ты всем сердцем уверуешь в истиннаго Бога, воскрешающаго мертвых и будешь надеяться на него. Невозможно призывать святое и страшное имя Его и молить Его о чем-либо, если предварительно не уверуешь в Него всею душою. Итак, если ты всею душею веруешь, то увидишь великую силу безсмертнаго Бога, сподобишься Его милости и насладишься Его благодеяниями».

Во время чтения Братцем этого письма Евдокии какая-то женщина опять воскликнула:

– Помолись, дорогой Братец!

Братец прерывает чтение и говорит:

– Подожди, ты заглушаешь меня. Возьмите и отведите ее подальше, чтобы она не мешала. Тебе это слово и пример покаяния Евдокии, наверное, не нужны, они не вмещаются в тебе и ты кричишь только: «помолись!». Сейчас речь идет не о молитве, а о покаянии. Я сею в людях веру в слово Божие, но оно, видно, не вмещается в тебе. И если слышавшие уверуют в слово Божие, то они сами исцелятся от всего дурного и своим примером других могут целить. Вот о чем сейчас идет речь, а не о молитве.

И женщина замолчала.

Затем Братец продолжает читать:

– Написавши и троекратно запечатлев письмо крестным знамением, Евдокия отдала его посланному и отпустила его. Возвратившись к царю, трубун не отдал ему письма Евдокии, но положил его на грудь умершаго, призвав громогласно имя Христово. Тотчас мертвец ожил, открыл глаза, заговорил и встал, как после сна, живым и здоровым».

Подобно этому если и мы возложим письмо Христово, т. е. Евангелие на сердце наших сыновей и дочерей, умерших от пьянства и разврата, то они также воскреснут.

Далее читаем:

– Все изумились и ужаснулись такому необыкновенному зрелищу. И громогласно воскликнул царь: «Велик Бог христианки Евдокии!».

– Велик! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать слова царя:

– «Бог истинный и праведный – Бог Христианский! Справедливо многие к Тебе прибегают и благочестиво поступают верующие в Тебя, Христа Господа! Приими и меня, грядущаго к Тебе»…

– Приими, – говорят слушатели, – а Братец читает далее слова царя:

– «Ибо я верую Твоему святому имени и признаю, что Ты – единственный Бог, святый и благословенный во веки».

Царь послал разгромить монастырь, в котором жила Евдокия, а несчастие заставило его поверить во Христа.

Поэтому если и мы поверим в слово Христа, то и нам Господь поможет, как помог святой Евдокии, как помог и царю Аврилиану, у котораго воскресил сына.

– Спасибо, – говорят слушатели и поют: «Седай в славе на престоле Божества».

После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– Евангелие о том, как Иисус исцелил бесноватаго сына, и книгу пророка Иеремии о том, за что Господь наказал евреев в древнее время и за что ныне Он их наказывает. Евреи по вере в закон Моисея получили государство, но когда они забыли слова Моисея и слова всех пророков и когда отвергли учение Христа, тогда Господь отверг и их и отнял у них государство, как сказал: «виноградник отдам другим», и  разсеял их по всей земле.

Так бывает и с нами: и у нас Господь отнимает здоровье, богатство, семью, торговлю и все, если мы не слушаемся Его заповедей. Для чего? Для того, чтобы вразумить  нас.

Что было в древнее время, то бывает и в настоящее время.

Господь пришел не разрушить, а исцелить и обогатить нас.

– Спасибо!

_________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Житие постника Иакова, празднуемаго четвертаго марта.

– Я буду говорить покороче, чтобы не задержать вас.

– Нет! – восклицают слушатели.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из той же книги «Жития Святых», на 104–115 страницах, следующее:

«В стране Финикийской жил отшельник, по имени Иаков, который, оставив суету сей временной жизни и приняв иноческий образ, пребывал в пещере в течение пятнадцати лет. Иаков весьма преуспел в постнических подвигах и сделался столь великим в добродетелях и угодным Богу, что сподобился от Него власти над бесами и именем Иисуса Христа совершал многие исцеления. Все люди дивились таковой его добродетельной жизни, и стекались к нему не только верующие, но и неверующие. Прозорливо узнавая, кто беседует с ним, он поучал их от божественных писаний и обращал к истинной христианской вере. Но исконный враг человеческаго рода, диавол, желая изгнать святого мужа из тех мест, вошел в одного из неверующих самарян и научил его хлопотать об изгнании Иакова. Этот самарянин собрал многих единомышленников, родственников, друзей и знакомых и пришел с ними в дом одного священника. Так они устроили совет с целью во что бы то ни стало изгнать Иакова из пределов их страны за то, что он обратил многих ко Христу. После долгаго совещания они придумали коварное средство. Призвав к себе одну блудницу, они дали ей двадцать золотых монет и обещали дать еще столько, если она пойдет и склонит ко греху Иакова для того, чтобы иметь предлог для изгнания его. Нанятая ими женщина пошла к Иакову и стуча в его двери, просила отворить ей и пустить ее внутрь. Когда же блаженный не отворил ей, она еще усерднее стучалась, досаждая ему многими мольбами. Наконец, святой отворил дверь и, увидев стоящую женщину, подумал, что это привидение, а посему, оградившись крестным знамением, тотчас тщательно запер дверь и, возвратившись в келию, стал с усердием молиться Богу, чтобы Он отвел от него бесовское искушение. Между тем наступила полночь, а женщина не переставала стучаться; наконец, она громко закричала святому: «помилуй меня, раб живаго Бога! Отвари мне дверь, дабы я была пред твоей келией съедена зверями». Так она лгала Иакову. Преподобный Иаков, подумав, что кругом множество зверей, хотя и неохотно, отворил ей дверь и сказал: «откуда ты пришла и чего здесь ищешь?» Женщина ответила: «я из монастыря и по делу послана игуменьею в город, но вот, когда возвращалась, меня настигла темная ночь, и я заблудилась и пришла сюда. Молю тебя, Божий человек, смилуйся надо мной и не допусти быть растерзанной зверями около твоих дверей, но разреши мне сию ночь остаться у тебя, пока не наступит день».

Говорят это, она лгала, претворяясь несчастной сиротой.

«Преподобный Иаков, сжалился над ней, ввел ее к себе и оставил ее во внешней келии, а сам затворился во внутренней. Тогда эта женщина, притворившись больною, начала горько плакать и стонать и молила преподобнаго помочь ей. Святой, посмотрев чрез окошко и увидев, что она заболела, недоумевал, что сказать ей или что сделать. Женщина же молила его: «умоляю тебя, отче, снизойди к моей немощи и огради меня крестным знамением, поелику у меня сильно болит сердце». Святой, послушав ея мольбы, вышел к ней и тотчас, зажегши огонь и принеся елей, какой имел у себя, сел около нея. Держа свою левую руку на огне, святой омакнул правую руку в елей и прикоснулся к телу женщины, помазуя маслом ея грудь, ибо она жаловалась на сильную боль в сердце. Движимая нечистыми пожеланиями, женщина хотела и в святом возбудить похоть и склонить его ко греху, и потому говорила ему: «умоляю тебя, отец, еще помажь меня елеем и согрей рукой мое сердце, дабы совсем прекратились мои страдания».

Так она лгала святому, будучи вкушаема хитрым бесом, говоря: «тут мне помажь, там мне помажь».

Слышится общий смех, а Братец читает далее:

– «Блаженный Иаков, будучи очень прост, поверил словам лукавой женщины и исполнил ея просьбу. Но зная бесовское прельщение и боясь, как бы от излишняго милосердия и соболезнования к женщине не привести свою душу к вечной погибели, в течение двух или трех часов держал сою левую руку на огне, с твердостью претерпевая боль, до тех пор, пока не отвалились суставы пальцев».

– О, господи! – восклицают с ужасом слушатели, – а Братец читает дальше:

– «Так блаженный боролся с диавольским женским искушением, чтобы от нестерпимой боли ни один нечистый помысел не пришел ему на ум. Когда женщина увидела отпавшие сожженные пальцы святого, то она пришла в ужас. Она умилилась сердцем и, тотчас встав, припала со слезами к ногам святого, бия себя в грудь и восклицая: «горе мне окаянной и ослепленной! горе мне, что я сделалась жилищем диавола!».

– Горе мне! – восклицают некоторыя женщины, – а Братец говорит:

– Так и теперь многия женщины служат для соблазна. Покайся, чтобы тебе не быть орудием диавола.

– Грешны! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Женщина хотела соблазнить постника Иакова на грех, но когда она увидела, что он, борясь с грехом, сжег свою  руку, то она узнала в нем крепкую веру в Бога, а в себе увидела соблазнителя диавола, и потому покаялась, уверовала в слово Христа, исцелилась от своего порока, поступила в монастырь и сделалась чудотворицей.

Так и теперь те, которые имеют веру в слово Божие, в слова пророков, Христа и апостолов, сами исцеляются и других своим примером могут от бесовской прелести целить, и тогда не будут соблазном служить.

– Спаси, Господи! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– После такого женскаго искушения Господь увидел крепость Иакова и стал прославлять его чудотворениями, как это и видно из такого случая:

«Дочь одного знатнаго и богатаго человека, мучимая нечистым духом, стала призывать по имени святого Иакова. Родители ея привели ее к святому и молили его, чтобы он изгнал из нея нечистаго духа. Святой, помолившись Богу о ней и возложив на нее руку, тотчас силою Божиею изгнал из нея беса, и девица стала здоровою. Видя сие чудо, родители девицы возблагодарили Бога и, желая принести благодарность Божию человеку, принесли ему триста золотых. Но праведный муж не только не пожелал взять золото, а и не посмотрел на него, сказав: «не подобает ни покупать, ни продавать божественных даров, как и говорит Св. Писание: «туне приясте, туне дадите», т. е. даром получили, даром давайте (Матф. 10, 8). Золото следует раздавать нищим; но кто живет в пустыне, тот не нуждается в золоте и серебре».

Это сказал святый Иаков.

В подтверждение этого я и иными словами скажу: слуги царя небеснаго не ходят за жалованьем к царям земным. А то если за чудеса брать деньги, то всех оберешь.

– Слышится смех, а Братец говорит:

– Однако и такой святой угодник Божий, как Иаков, впал в тяжкое прегрешение. Это произошло, вероятно, потому, что он считал себя великим подвижником. Начало его падения было таково. Исконный враг рода человеческаго, диавол, завидующий проводящим жизнь богоугодно, вошел в отроковицу, дочь одного богача, и стал мучить ее, призывая ее устами имя Иакова и говоря: «не выйду из нея, если не отведете меня к Иакову пустыннику».

«Родители отроковицы, взявши ее, привели к Иакову. Святой Иаков, став на молитву, сказал нечистому духу: «именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из сей отроковицы». И тотчас бес, как бы опаленный огнем, вышел из девицы. Видя такое чудо,  родители отроковицы прославили Бога. Но опасаясь, как бы опять не возвратился к ней нечистый дух, они умоляли святого, чтобы он позволил дочери их остаться у него на три дня, пока совершенно не выздоровеет. И осталась отроковица у старца, а родители ея ушли домой».

«Когда отроковица осталась у святого Иакова, диавол видя, что святой находится в пустынном уединенном месте вдвоем с отроковицей, возбудил в нем похоть, и он нарушил с ней 7-ую заповедь. А потом, боясь позора, он убил ее и бросил ея тело в реку, лишив ее христианскаго погребения, и сам пошел странствовать по свету».

«Прийдя в один монастырь, Иаков, проливая обильныя слезы, горько плакал, каясь в своих тяжких преступлениях. В то время один старец монастыря сказал ему: «умоляю тебя, отче, не отчаивайся. Бог примет твое покаяние, ибо Он многомилостив. Вспомни царя Давида, который сподобился дара пророчества. Хотя он и впал в прелюбодеяние и совершил убийство, но получил прощение грехов своих. Вспомни и апостола Петра, который получил ключи небеснаго царства. Хотя он и отрекся троекратно от Господа, но и он также получил прощение своих грехов и сподобился быть пастырем словеснаго стада овец». Таким словами старец укрепил душу Иакова.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Тогда Иаков, сотворив молитву, пошел в другую сторону. Увидев старинную погребальную пещеру, в которой было много костей, он вошел в нее, собрал кости в угол и стал в ней жить. Преклонив колена, он так стал молиться Богу: «Господи! как смею обратиться к Тебе, Боже мой? Какое положу начало спасению моему? И как дерзну произносить молитву нечестивым языком моим? Какому греху сначала буду просить прощение у тебя? блуду или убийству? Преоблагий Господи, прости мне тяжкие грехи сии. Будь милостив ко мне недостойному, Господи, и не погуби меня с моими нечистивыми делами, ибо велики мои беззакония, которыя сознаю. Я впал в блуд и стал убийцею, пролив невинную кровь и предав тело воде без погребения. Ныне, Господи, я исповедую грехи мои Тебе, прося прощения. Не презри меня, Владыко, но по человеколюбию Твоему помилуй меня нечистаго. Яви мне, преблагий Господи, благость Твою. Очисти все прежния беззакония мои, дабы не погубил меня враг мой и дабы зеленый змей не пожрал меня».

Иаков сочинил свою молитву, не шаблонную молитву. Если бедный человек просит у тебя милостыни, то он просит не заученными словами, а так, как совесть и голод души и тела подсказывают ему. Так и мы должны молиться не по шаблону, а по совести, с открытой душой, подобно Иакову.

«В таком исповедании своих грехов и покаянии блаженный Иаков пребывал в течение десяти лет, все время проживая в той погребальной пещере. Всещедрый  Господь простил Иакову согрешения и снова даровал ему благодать чудотворения. Случилось в той стране бездождие и сильная засуха. Все наложили на себя пост и молились, прося Бога послать на землю дождь, но Господь не давал им просимаго. Тогда было откровение епископу того города: «что вы молитесь и поститесь? вы не получите просимаго до тех пор, пока святой старец, живущий в погребальной пещере, не помолится за вас Богу; и до тех пор не прекратятся все бедствия ваши и вы не получите плодоноснаго дождя на землю».

«Тогда епископ собрал церковных клир и весь народ и с крестным ходом пошел к той пещере, в которой жил Иаков, и стал просить его помолиться, чтобы Господь прекратил засуху и послал на землю дождь».

«Но Иаков ничего не ответил им и даже не открыл им своей  пещеры, но, бия себя в грудь, говорил: «Боже, милостив буди мне грешному».

И слушатели повторяют за Братцем:

– «Боже, милостив буди мне грешному».

«Не получивши никакого  ответа от святого Иакова, епископ, клир и народ возвратились домой. Между тем буря еще сильнее стала свирепствовать, и вместе с нею и сильная засуха и голод. Тогда епископу снова было откровение: «пойди к рабу моему Иакову, о котором Я прежде возвестил тебя, и если он помолится Мне о вас, вы тотчас избавитесь от бедствий засухи и голода».

«После сего откровения епископ опять со всем клиром и народом пошел к пещере и усердно умолял Иакова, даже докучая ему, чтобы он сотворил молитву о них; затем насильственно открыл дверь и вывел оттуда святого. Тогда блаженный Иаков, возведя свои глаза к небу и подняв руки, стал молиться о сих людях. И вдруг на землю пролился обильный дождь, а буря прекратилась. Ибо Господь, услышав молитву святого, исполнил его просьбу и явил то, о чем пишет пророк: «тогда воззовешь, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох», т. е.: «тогда ты воззовешь – и Бог услышит тебя, и пока ты еще говоришь, Он пошлет тебе просимое» (Ис. 58, 9).

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает:

– «Епископ и весь народ обрадовались этому чуду».

– И мы радуемся, – говорят слушатели,  – а Братец продолжает читать:

– «И за такое чудо епископ и весь народ воспели Богу благодарственную песнь и почтили святого Иакова. А тот день, в который, по его молитвам, они были избавлены от бедствий и получили милость Господню, установили праздновать во все годы».

– Будем праздновать! – говорят слушатели, – а Братец читает:

– После этого чуда Иаков познал, что Бог принял его покаяние и простил его грехи. Посему он снова начал совершать многия чудеса, ибо все приводимые и приносимые изо всей той страны больные, одержимые каким-либо недугом, тотчас получали исцеление».

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Для чего это написано? Для того, чтобы никакой великий грешник не приходил в отчаяние. Если Иаков, который был постником и чудотворцем, впал в грех блуда и в грех убийства и затем после покаяния и вольнаго страдания получил прощение своих грехов, то и тебя Господь простит, если и ты покаешься и охотно наложишь на себя эпитемию – страдание. И если тогда ты будешь просить у Господа, то Он и тебе не откажет в просимом, как не отказал и постнику Иакову.

Сравнивая житие святой Евдокии с житием святого Иакова, мы видим, что Евдокия сначала испытала все плотские соблазны и они ей сильно надоели.

– Надоели, – говорят слушатели.

– И таковые – говорит Братец, – крепче веруют в слово Христа и крепче бывают в жизни, потому что они все худое испытали и опровергли; а Иаков был постник от рождения и еще не испытал таких искушений, какия испытала Евдокия, и потому бес врасплох поймал его.

Ради чего Господь допустил такое искушение? Ради того, чтобы, ходя по миру, Иаков своею исповедью приводил людей к покаянию.

И до сего времени сам день сей, 4-е число марта, когда мы читаем житие святого Иакова, приводит нас к покаянию. Покайся!

– Грешны!

Трезвенник.

 

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед