Оглавление писем Предыдущее Следующее Святая Трезвость

№ 60. ПИСЬМО МОИМ ДРУЗЬЯМ

И НЕДРУГАМ

(Открытое и сердечное заявление)

Я, Иоанн Алексеевич Чуриков, человек простой, ни в какой Академии курса наук Я не проходил, не учился даже и в средних учебных заведениях.

Я крестьянин Самарской губернии, и есмь еже есмь только по благодати Божией и своим смиренным молитвам к Богу о помощи. Я люблю издавна и привык с народом беседовать устно. Писать же Я никогда не писал никаких книг, ни с кем не спорил и в газетах.

С наслаждением, немощный, молчал бы и теперь, да нужда заставляет меня обратиться в Церковные ведомости с этим заявлением.

В Москве отлучили от Церкви Православной двух "братцев" — Ивана Колоскова и Дмитрия Григорьева. Отлучили, как объявлено, за еретические учения.

Верно или неверно тем "братцам" приписаны ереси, Я о том судить не берусь. Но Я вот какую молву отвергаю: те "братцы" в Москве, а ныне и в Петербурге называются Моими учениками.

Это грубая ошибка. Иван Колосков и Дмитрий Григорьев, можно сказать, лишь прошли около Меня. Они малое время походили на Мои беседы с народом, сняли с Меня фасон по наружности и, назвавшись "братцами", отошли в Москву. Что они там делали? Я за ними не следил, духовных сношений с ними не поддерживал и не хочу и теперь отвечать за их проповедь.

Моя цель одна: жить и трудиться в Церкви Православной для славы Имени Божия, в похвалу Его Евангелия, спасая души братьев и Свою в строгом послушании Святому Православному Учению.

Свидетель Мне Бог, что Я говорю только одну правду. Я вот уже 15 лет работаю в Петербурге. Кто за это время прилежно слушал Меня, тот знает, что Я никогда не похулил ни одного догмата Церкви Православной, не отрицал её Таинств и не отметал её Божественного устройства.

Свою проповедь Я наклонял не к подрыву уважения в народе к Церкви православной, а к её духовному возвеличиванию. Для этой цели Я вёл и теперь веду неустанную борьбу с пьянством, с блудом, с матерным словом в народе и с другими пороками. При помощи Божией Мною образовано теперь многотысячное Трезвое Братство, но никаких уставов, писанных для него, никаких записей трезвенников мы не ведём, никаких взносов от них не требуем.

У нас правило: вступающий в наше Трезвое Братство должен дать обет навсегда бросить пить водку, и не на срок только, а в знак того, вместо всяких членских билетов от Меня получает кусочек сахару, — этим новоначальному Я говорю, что и его жизнь будет сладкой, когда он бросит пьянство.

Своим трезвенникам, кроме того, Я внушаю мысль не есть мяса, не потому, чтобы еретически и на хлыстовский манер Я гнушался им, а потому, что почитаю для здоровья полезным не есть мяса, что проверил на Самом Себе.

Ещё трезвенников Я укрепляю в вере, что здоровье людям даёт Бог, Он же посылает им и болезни. Если поэтому кто из них и заболевает, больного Мои трезвенники не к докторам ведут, а ко Мне, чтобы о нём Я помолился. И Бог много раз поднимал с одра болезни слабых людей по молитвам нашим.

Но лечиться у докторов грехом Я не считаю, а только недостатком веры в Бога. И, если подчас Я резко говорю о неверующих докторах и таких же больных, тут, может быть, Я и погрешаю в чём, но действую так по мере всего Своего православного разумения. Я не знаю, про чтобы ещё Мне написать, чтобы успокоить Своих друзей и вразумить недругов.

Я скажу друзьям лишь одно: друзья! В Церкви православной, по обетованию Спасителя, Святой Дух живёт. Так Он не допустит со Мною сделать то же, что сделано с московскими "братцами" .

Ибо Я всему Православному учению верю, которое наша Церковь содержит в своих символах, в своих Соборных правилах, сокращенно которое изложено в катехизисе митрополита Филарета .

Это учение Я стараюсь по мере сил Сам исполнять, но тому же наставляю других. За что же Меня от Церкви отлучать ?

Молитесь и будьте спокойны, друзья и братья православные. Бог не предаст нас искушению, которого мы снести не сможем. На бунт же и противление Церкви Православной Меня не толкайте. Взбунтоваться против Церкви легко, но бунтовщиков Бог рассеет, как рассеял Он некогда соучастников Февды и Иуды Галилеянина (Деяние 5, 36). И, стало быть, если бы Я загордился перед Церковью, это было бы приятно только еретикам. Но да не будет сего.

Своим же недругам скажу, что многие злословят Меня по неведению, или потому, что их глазу непривычно видеть у Меня то и другое.

И то, чего они вместить не могут, они вменяют Мне в вину ереси. Например, Меня за хлыста строгие обвинители принимают, потому что видят распорядительниц кругом Меня в нашем Трезвом деле — женщин.

Но Бог знает, что не для блудных целей, а с особым умыслом окружен Я женщинами.

В начале у Меня кругом все были мужчины. Но вот что происходило. Поработает человек около Меня с месяц, как швейцар, а потом вдруг отходит на особую квартиру: начнёт собирать у себя народ и под именем того или другого "братца" орудует, позволяя себе даже неблаговидные действия и тем загрязняя Моё Имя.

Чтобы этого не было, Я окружил Себя добронастроенными женщинами. Кому-нибудь это не нравится, но в том Я не вижу ере си .

И как же запрещать Мне во славу Церкви Православной продолжать вести дело Своё только потому, что в этом деле Я не хожу по избитым дорожкам других?

Не запрещайте Мне, недруги. Христос для того вам права не предоставил (Луки 9, 49-50), А Я, чтобы успокоить вас, впредь на все свои религиозно-молитвенные собрания обещаюсь приглашать священника, которого благословит на то наш благостный и милосердный Владыка Митрополит и чтобы так с Меня снята была карающая сила 6 Гангрского Собора.

Иван Алексеевич Чуриков

1910 г.

Оглавление писем Предыдущее Следующее Святая Трезвость