На главную страницу Следующие записи Оглавление свидетельств

От редактора: в тексте, по возможности, сохранены особенности стиля авторов. Свидетельства дошли до нынешних поколений трезвенников в виде восьми руко­ писных тетрадей, переписанных рукой Эммы Феликсовны. Десятки лет они храни­ лись в семьях трезвенников, последние годы - в доме Братца в посёлке Вырица.

 

Тетрадь 1

Эхо молитв и прошений скорбящих людей к Дорогому Братцу Иоанну.

Эхо ответов и советов Дорогого Братца Иоанна скорбящим, больным и обездоленным людям.

«Вот, наступят дни, говорит Господь (...) и возвращу из пле­на народ Мой (Пророк Амос, гл. 9, ст. 13,14), и они не будут более страдать. Ибо среди тебя Бог твой и Целитель твой. Братец Иоанн добавляет: «Вот, Он исцеляет тело и сельско­хозяйственное дело».

«Святой Парфений подражал Христу: Христос исцелил расслабленного, и Парфений исцелил изсохшего. Вот такие дела записывали и радовались им. А если бы наши дела запи­ сать, то все отвернулись бы от нас. Потому что мы учились не у святых, а у проклятых. Если же мы будем учиться у святых, то люди, благословляя святых, будут благословлять и нас».

Беседа 6 февраля 1911 года

Свидетельство коммунара

Когда забрели ко мне в голову мысли, уйти из коммуны, поехать в город...

Такие мысли не сразу пришли, а созревали постепенно. И ещё больше прибавилось желания, когда в день Ангела Сер­ гея Фёдоровича, за его выдержку, за подвиги и работу, Бра­ тец поставил ему на стол горящую свечу на подсвечнике.

Так отметил Братец день его Ангела. (Сергей Фёдорович - это председатель коммуны).

После обеда, когда все ушли отдыхать, Братец обратился ко мне, указывая вдали на Сергея Фёдоровича: «Ты видишь, кто там бегает?»

- Сергей Фёдорович, - отвечаю.

Братец говорит: «Вот Сергей Фёдорович раньше всех встаёт и позже всех ляжет, работает безропотно».

А я про себя думаю: «А я ещё раньше встаю коров пасти, а мне Братец свечи не поставил». Братец в это время и гово­ рит: «Как козла привяжу к берёзе, и не уйдешь. Бородой будешь трясти - и не уйдёшь. Потому что я вот так крепко держу тебя. - Братец сжал свой кулак. - Вот так крепко дер­жу. А уйдёшь - одним дураком меньше будет».

«Помолись, Дорогой Братец. И прости меня», - сказал я, опомнившись. Каким я был до познания Дорогого Братца: пропился, и топиться собирался.

Это было ещё до коммуны.

Однажды в день Георгия Победоносца Братец сказал: «Ге­ оргия Бог послал спасти царскую дочь от змея. А меня Гос­ подь послал к вам, спасти вас от зеленого змея».

- Спасибо! - воскликнули присутствующие.

Свидетельство дворника

Однажды вечером сидим в дворницкой и говорим: «Луша, сходи к Агафону Ивановичу за свежими баранками, попьём чайку».

Луша пошла. Агафон Иванович дал ей целую вязку бара­ нок в дворницкую - и связку баранок, чтобы передать наверх Братцу. Только мы приготовились чай пить, вдруг по теле­ фону звонит сестрица Манечка: «Встречайте Братца. Братец идёт к вам чай пить». Мы растерялись, взяли свои баранки со стола и бросили их в стол.

В это время входит к нам Братец, на шее у него висит вяз­ка баранок. И говорит: «Сидел, сидел и надумал: пойду к ре­ бятишкам чайку попью».

- Прости нас, Дорогой Братец! - отвечаем. - Мы соблаз­ нились и послали Лушу за баранками к Агафону Ивановичу.

Братец сел за стол, баранки положил свои на стол. И во время чаепития стал рассказывать, как будем создавать ком­ муну. Сколько будет народу в коммуне, сколько лошадей, сколько скота рогатого и т. д.

На утро Луша пошла работать на мельницу. У Братца уже была мельница и колонисты туда приносили молоть зерно.

Луша с Домнушкою после помола выгребали муку. Во вре­ мя работы Домнушка, наклонившись к Луше, спрашивает: «Что Дорогой Братец у вас вчера говорил?»

Луша говорит: «Братец говорил, что в коммуне будет мно­ го скота, людей будет много».

В это время подошёл к ним Братец, и говорит: «О чём беседуете?»

Луша отвечает: «Дорогой Братец, Домнушка спрашивает, что Братец вечером у вас говорил? А я ей рассказываю».

Братец говорит: «Да, да, так и будет».

Так и сбылось, впоследствии в коммуне было девяносто дойных коров, сорок голов рабочих волов и двадцать годова­ лых бычков.

Вначале, когда создавалась коммуна, от одной дойной ко­ровы Братец воспитывал и кормил по два телёнка. Так тут не из чего было молоко пить коммунарам. Только, только хва­ тало на выращивание телят. И ещё Братец сказал: «У нас бу­ дет 500 человек в коммуне, и такие люди будут - один друго­ го называть будут: "Милый друг и дорогой брат"». Вот какой будет народ в коммуне.

Однажды после того как Братец переехал из Обухова в Вырицу и стал Беседы свои проводить в Вырице, трезвенни­ ки, которые жили в доме Братца в Обухове, приехали в Вы­ рицу на беседу. А после беседы за вечерним чаем сказали: «Дорогой Братец, мы соскучились в Обухове без Тебя».

Братец сказал: «Не скучайте, там будет коммуна на тысячу человек. Я не умру, а буду жить в сердцах людей».

Жил в колонии сапожник. Однажды придя к Братцу, го­ ворит: «Дорогой Братец, работы не имею, дай материал, хоть бурочки сошью для девочек». Братец велел отрезать матери­ ал. Через некоторое время приносит он 5 пар бурок.

Доложили Братцу, что пришёл сапожник, принёс бурки.

Братец вышел принимать, осматривает Братец бурочки и приговаривает: «Лиса Патрикеевна как болтыш болтается: ка­ кая власть, такую и ленточку повесит. Белая власть - белую повесит. Красная власть - красную повесит».

Впоследствии уразумели, про какую Лису Патрикеевну го­ ворил Братец. Когда пришли немцы в Вырицу, сапожник кор­ мился у них. Ушли немцы - подделался к красным. А когда приходили трезвенники к нему, чтобы заказать обувь, он по­ казывал бутылку, говоря: «Вот за что я работаю». Видя это, все трезвенники отвернулись от него. Братец провидел чело­ века, душу его и мысли его. Не только в момент встречи, а всю жизнь прошлую и предстоящую.

Один трезвенник уехал в деревню, а через год вернулся. Когда он пришёл к Братцу, Братец спрашивает: «Ты что вер­ нулся?»

Он отвечает: «Дорогой Братец, я ослаб в деревне». Братец спросил: «А сколько времени ты жил в деревне?»

•  Один год.

•  Один год и ослаб? - И Братец добавил: - а я думал, ты укреплён на двадцать лет.

Перед уходом своим Братец сказал: «Месяца на четыре вам хватит хлеба, а там, далее, Господь вас благословит».

После ликвидации коммуны всем коммунарам предложили заполнить анкеты и написать о том, что коммуна Братца Иоан­ на Чурикова неправильно была поставлена, что труд не оплачи­ вался и т. д., а ежели не так, то всех уволим и нигде не сможете устроиться на работу. Но никто из коммунаров не заполнил ан­ кеты, а сказали: «Мы лучше согласимся умереть у ворот Братца Дорогого, но не произнесём такую ложь на Братца ».

Прожив до осени в коммуне, все ушли ни с чем: ни де­ нег, ни хлеба, ни жилья. Вначале трудно было, но всех Гос­ подь устроил. Была любовь между собою, и все друг другу помогали.

Экспедитор коммуны Мария Ивановна всегда весною и осенью страдала ангиной. Братец велел растопить мёд и тёп­ лым мёдом согревать горло.

Свидетельствует коммунарка: «Когда мне приходилось это проделывать, я видела, что с обеих сторон нарывы в горле сходились вместе так, что жидкий мёд и то с трудом

проходил. Так проделывали до трёх раз, и ангина проходила. Конечно, тут способствовало и воздержание. Так как пищу никакую нельзя было вкушать из-за нарывов».

Трезвенники спросили Братца: «Почему, если трезвенник в чём-либо согрешит, Господь с него сразу взыщет, а кощун­ники грешат везде и всюду на соблазн, и им всё прощается?» Братец сказал: «Они не знают - им прощается, а вы научены. Вразумлены законом. Вам не прощает Господь».

Однажды Братец сказал сидящим за столом: «Вы сидите со Мною, а где ваши дети? Их нет с вами? Потому, что вы их не питали словами Писания».

На главную страницу Следующие записи Оглавление свидетельств