На главную страницу Предыдущие записи Следующие записи Оглавление свидетельств
Свидетельство трезвенника Ивана Кузьмича
Несколько человек трезвенников по понедельникам по купали билеты на Вырицу и занимали 6 мест в вагоне, под жидая приезда из Обухова Дорогого Братца. Также и в Поне дельник, в день смерти Ленина, мы поступили. В назначен ный час прибыл Братец с сестрицами. Мы им уступили мес то. Трезвенники, попрощавшись, ушли, кроме меня, так как я жил в Вырице. И когда мы доехали до Павловска, дежурный по станции объявил, что поезд дальше не пойдет из-за снежных заносов, до тех пор, пока пути не будут очищены. И предложил пассажирам вернуться обратно в город. Из ваго на, где находился Братец, все пассажиры ушли. Дорогой Бра тец решил остаться. Он поднялся на вторую полку и лег от дыхать. Сестрицы разместились в соседнем купе. А я добро вольно топил печку, отапливал вагоны. Когда закончились дрова, я ходил в следующие вагоны и приносил оттуда дрова и всю ночь топил. На следующий день, т. е. во вторник, после того как пути были очищены солдатами, наш состав поехал в Вырицу. В Вырицу мы приехали к двум часам дня.
Так Братец Иоанн провожал дух Ленина в последний путь.
Воспоминание коммунарки о вечерних собеседованиях с Братцем Иоанном ещё до основания коммуны в Вырице
Иногда вечером Дорогой Братец спускался к нам в швей царскую и беседовал, вспоминая о своей страннической жизни: «Когда я ушёл от отца, то вначале я стал торговать. Прим кнул к торговцам и стал с ними торговать. Они взрослые, с бородами, а я ещё юноша. И стал я просить у Господа, чтобы у меня выросла борода. И в 17 лет, у меня уже была борода. Господь услышал мою просьбу. Борода-то выросла, а в затылок мне как будто кто-то всё твердил: "Не дело ты делаешь со своими стариками, худую рыбу продаёте за хорошую". И вот через болезнь жены (Церкви - ред.) я бросил торговлю и по ехал к отцу Иоанну Кронштадскому за благословением встать на путь Христа.
Он мне сказал: "Я это дело сделать не могу, а ты ступай к погибшим и подымай их. Вручает тебе Господь ключи цар ства, что откроешь на земле - открыто будет на небе. Что закроешь на земле - закрыто будет и на небе". С тех пор я пошёл странничать. Однажды нанялся я у одной коровницы на Лиговке работать по уходу за коровами. В один из дней что- то хозяйке не понравилась моя работа. Она взяла половую тряпку и стала меня хлестать по лицу. Я только сказал: "Ну вот, спасибо, умыла меня, а то я ещё сегодня не умывался". Отказала мне хозяйка в работе и за проработанное время ни чего не заплатила».
Дорогой Братец, помолись, чтобы почитать старших. Братец сказал: «Читайте чаще Евангелие. Господь пошлёт кротость, терпение, а тогда и будешь почитать старших»
Смирение и терпение приятно ласкает слух. Но воплотить их в себе и провести в жизни бывает не очень легко. У нас в коммуне недолгое время был председателем Пётр Василье вич. Однажды Братец направил его и нас, двоих коммунарок, привезти сена. Он собрался и поехал, не дожидаясь нас. На ложил себе воз сена и поехал обратно. Я ему сказала: «Пётр Васильевич, что же ты не обождал и не помог нам навить сено. Ведь мы не знаем, как наклады вать воз». Он ответил: «Да как-нибудь уложите сами» - и по ехал. Правда, мы наложили воза потолковому: одна подава ла, а другая, стоя на возу, укладывала. Собрали всё сено и поехали. Приехав, сено свалили и пошли. Во дворе стоит Братец, и Пётр Васильевич здесь же. Братец, увидев меня, зовёт: «Иди сюда». Я подошла. Братец го ворит: «Ну, как, привезли сено?» - «Привезли, Дорогой Бра тец». Братец мне говорит: «Ты зачем ругала Петра Василье вича?» - «Дорогой Братец, я его не ругала, а только сказала: "Почему оставил нас одних и не помог нам навить сено?"»
Братец говорит: «Проси у него прощение. Кланяйся в ноги». Получилось так, что он прав, а я виновата, оскорбила предсе дателя. И я чистосердечно поклонилась ему в ноги, как бы кланяясь в ноги Дорогому Братцу. Но, вставши, сказала: «За ложь люди не будут жить в коммуне». А придя домой, вдо воль наплакалась. А он (Пётр Васильевич)вскоре ушёл из коммуны.
Вот каким путём воспитывается смирение и терпение. В коммуне жить нужно не слышать и не видеть. И окружаю щих считать «выше» себя. Этого требует закон Христа.
Однажды я обратился с просьбой: «Дорогой Братец, благослови меня, хотя бы одного человека привести к трезвос ти». Братец сказал: «Это зависит не от тебя и не от меня, а кого Господь призовет. А мы иногда не знаем за кого и про сим, хотим приравнять своё милосердие к милосердию Бо жьему».
Однажды Братец сказал: «Будьте осторожны, когда посылаете письма».
Помолись, Дорогой Братец, чтобы Господь дал таланты Божьи.
Братец ответил: «Таланты в Слове Божьем бывают от слы шанья Его же».
Дорогой Братец, помолись: у меня злой муж.
Братец сказал: «Муж ваш не злой, только просите Господа, чтобы он пришёл к покаянию, а сами не падайте духом. Но верьте словам Апостола, который говорит: "Верующая жена спасёт мужа неверующего"».
Вначале я узнала Анисима Ивановича и ходила к нему на беседы, и считала себя трезвенницей Анисима Ивановича. А когда я узнала Братца Иоанна и стала ходить на его Воскрес ные Беседы, я решила попросить благословение на трезвость: «Дорогой Братец Иоанн, помолись, чтобы мне быть трезвен ницей».
Вышла сестрица и спросила меня: «А разве вы не трезвен ница?» Я отвечала: «Хочу быть трезвенницей Дорогого Брат ца Иоанна». Сестрица сказала: «Братец сказал, что трезвые люди обладают всем счастьем, счастьем земным и счастьем небесным. И бывают многим полезны. Исполни обет трезвос ти. Вот Братец благословил три кусочка сахара, не как колдовство, а как символ: "Как сахар сладкий, так и жизнь твоя усладится. Иди с миром"».
Я была в приближённых к Анисиму Ивановичу. И вот когда он заболел «раком желудка», и болезнь ухудшилась, мы с Таисией (его сестрица) решили поехать в Вырицу к Братцу Иоанну и попросить молитв о здравии отца Анисима.
Приехали в будничный день. Пришли в зало и попросили, чтобы доложили Братцу. Братец спустился к нам со второго этажа, поздоровался и спросил Таисию: «А вы зачем приеха ли?» Она ответила: «Просить здоровье отцу». Братец сказал: «Не я даю здоровье. - И указал на иконы: - Вот кто даёт здо ровье. Это наши ордена, а мы их выбросили, вынесли как не нужное».
Потом Братец, обратившись ко мне, спросил: «А вы, что хотите?» Я ответила: «Тоже прошу здоровья отцу Анисиму».
Братец сказал: «Мне сейчас некогда, на то есть понедельни ки, приезжайте в Обухово». И ушёл от нас.
Таисия очень разгневалась и сказала: «Лучше бы и не ез дила. Он хочет, чтобы мы в Понедельник поехали в Обухово, чтобы там народ слышал, о чём просить буду». И всю дорогу от Вырицы до Павловска она гневалась.
В Павловске она вышла, так как Анисим Иванович жил в Павловске. А я поехала домой в Ленинград. Когда ему стало ещё хуже, так не только иконы повесили в его спальне, но даже был приглашён священник для исповедания и приобщения, и ничего не помогло. В тяжёлых страданиях голод ною смертью (более ста сорока дней голодовки) Анисим Ива нович скончался.
Однажды Братец, беседуя с трезвенниками, сказал: «Шин карка никогда не может разбогатеть, ибо сыновья её от неё воруют и ей же продают. И до того дело дойдёт, что все окна перебьют, и вставить стёкла будет не на что. И окна прихо дится подушкам и тряпками затыкать».
Братец говорил: «Никогда не нужно быть паникёром».
Однажды Братец, будучи на пожаре, потерял свои имен ные часы. Но никому об этом не сказал. На следующий день Братцу принесли часы.
Братец сказал: «Причастники - это духовные выкидыши, которые лишены возможности видеть свет Божий».
Братец сказал: «Когда барыня прислугой управляла, тог да барыня по хозяйству ничего не знала. А вот когда при слуга стала барыней управлять, прислуга всё знает, и её не проведёшь».
Братец сказал: «Придёт время и соберут все вероисповеда ния. И из всех выберут и поставят во главе то вероисповеда ние, из которого по вере истекают: от болезни - исцеление и от пьянства - отрезвление».
Однажды трезвенница просила: «Дорогой Братец, помо лись за меня». Братец сказал: «Сама молись и проси Господа за себя. Надеяться на чужие молитвы - это всё равно, что пти ца с одним крылом. А нужно прилежно молиться Господу за себя. И Господь не откажет».
Однажды Братец меня спросил: «Скажи - у тебя вера есть?» - «Есть», - отвечаю. «А надежда есть?» - «Есть» - отве чаю. И если бы Братец спросил: любовь есть? Я бы ответила: «Есть». Но Братец не спросил, а сказал: «Если есть вера и надежда, то уж "любушку" мы как-нибудь приобретём».
Из этого видно, что не только любви не имеем, а ещё и «лю бушка» не приобретена. Помоги, Господи, приобрести.
Однажды у меня в огороде выросла крупная капуста. Ко чаны с решето. А у соседей выросла мелкая. И я, придя к Брат цу, стала об этом рассказывать и показывать руками, какие выросли у меня кочаны, а у соседей - кочешки. Братец, выс лушав, сказал: «А ты, что думаешь? По твоим молитвам вы росла такая капуста? Нет, - сказал Братец, - а это всё делает ся для Славы Божьей».
Я устыжённая сказала: «Прости, Дорогой Братец!» Братец, Сердцевидец, а я думала, что от моей умелости и моего трудолюбия выросла капуста. Оказывается, если будешь видеть во всём славу Божью, то Господь и в дальней шем не откажет.
Братец говорит: «Как пища с подливкой бывает вкуснее, так и слушанье слова Божия со слезой бывает полезнее для человека».
Утром 19 апреля 1929 года Дорогой Братец сказал: «Если не можешь своего креста нести, то за Богом и не ходи».
Однажды из колонии пришла трезвенница к Дорогому Братцу и сказала: «Дорогой Братец, мой муж ослеп».
Братец сказал: «На сколько ему было дано Господом зре ние, столько он видел. А теперь пусть поживёт слепым».
Однажды вечером я обратился к Дорогому Братцу и спро сил: «А что мы будем завтра делать?»
Братец сказал: «Завтра нам Господь скажет, что мы будем делать». Утром, когда мы вышли во двор, председатель всех направил по наряду на работы.
Братец подошёл ко мне, похлопал меня по плечу и сказал: «Вот нам Господь и сказал, что мы будем делать». Я попросил прощения, ибо мне вспомнились слова Дорогого Братца: «Ты, как чёрненький, забегаешь вперёд». Братец воспитывал в нас выдержанность, терпение, чтобы мы не забегали вперёд. Братец всегда останавливал тех, кто старался Его хвалить. Он говорил: «Мне от вашей похвалы, хоть под стол полезай». Золото не имеет нужды в подзолачивании: испортишь дело. Дорогой Братец в нас внедрял Слово Божье и хотел ви деть нас культурными, человечными, а не грубыми.
Однажды конюх вывел из конюшни лошадь и стал её зап рягать. К нему подошла одна из коммунарок, хотела было помочь конюху и стала зануздывать лошадь. Конюх, возвы сив голос, сказал: «Уйди прочь отсюда!»
А в это время проходил Братец по двору. Братец остано вился и сказал: «Зачем ты кричишь на человека, как на соба ку. Неужели нельзя сказать вежливо по-человечески; а ты с человеком поступаешь, как с собакой».
Пристыженный конюх попросил прощения. Из этого вид но, сколько в нас ещё ненужных привычек гнездится.
Братец всегда предостерегал коммунаров и трезвенников, чтобы не пили холодную воду. Братец сказал: «Есть любители пить холодную воду, а это равно алкоголю. Это страсть. А вы привязаны к этой страсти. А квас пить, если уж так охота, то подогрейте его и пейте».
У нас в колонии жила трезвенница Паша. Лицо у неё было в оспяных ямках. Мы по своему невежеству называли её «Паша корявая». Бывало, придёт Паша, постучится в калитку, а я тогда работала привратницей, спрашиваю: «Зачем?» А она частенько приходила проситься на обед. Пойду док ладывать Братцу, что Паша корявая просится на обед, а Бра тец поправит и скажет: «Так говорить нельзя, а нужно сказать: "Паша красивая". И впоследствии, когда Паша вступила в ком муну работать, мы, коммунары, называли её «Паша красивая».
У нас в коммуне работал кузнец Павел Васильевич, беспо койный такой был человек, ворчун. Однажды горн был по ставлен во дворе, мехами раздувают угли, и угли от горна раз летаются и падают на землю. А у него руки богатырские. Па лец один - моих два, а кожа на руках толстая, твёрдая, как копыта у лошади. И вот Павел Васильевич собирает своими руками горящие угли с земли. И бросает их на горн. Братец, посмотрев на него, сказал: «Павел Васильевич, ты - святой человек, ибо можешь брать горящие угли руками».
Вот какой был Братец внимательный, для нас это яркий пример.
Я с молодых лет была слаба лёгкими. Врач мне посовето вал по состоянию здоровья выехать за город. И когда мы при ехали к Дорогому Братцу, то Братец нас взял с мужем работать дворниками, и я этому очень обрадовалась, потому что буду всё время на воздухе, да притом у Дорогого Братца.
И не успела я дня два отработать, как Братец посылает се стрицу Марию сказать мне идти и готовить ужин. Я глаза вы таращила: что, мол, это? Не иду.
Братец сам вышел во двор и, обратившись ко мне, говорит: «Луша, иди готовить ужин, у тебя это дело получится». И вот так я тринадцать лет проработала и всё около огня. То готовила, а потом стала хлебы печь. Вместо воздуха, работала у огня. И вот мне за восемьдесят лет уже. А ежели бы свежим воздухом дышала, может быть давно бы и косточек моих не было.
Однажды в нашу семью пришёл Митя Козельский. В это время мать была очень больна. Что мы только ни предприни мали, ничего не помогало. Врач сказал: через три дня ждите смерть. Митя Козельский, узнав об этом, сказал присутствую щим: «Давайте все встанем на молитву». И все стояли перед иконами и долго молились. После молитвы Митя Козельский сказал отцу: «Мамка будет жить ещё три года...» Врач сказал, что через три дня наступит смерть, а Митя Козельский сказал, что через три года умрёт. И вот ей уже 90 лет, детей вырастила, внуков вынянчила, и правнуки уже народились.
Из этого мы видим, как солнцем освещаются планеты, так в наш век Братец Иоанн - Духовное Солнце, а остальные как планеты освещаются Братцем Иоанном. Братцев свет, пре мудрость и сила Духа Святого никому полностью не даны. А поэтому и слава Братца да будет неотъемлема от него. Только Ему, Единому, слава и честь Христова.
Однажды, после Революции, один трезвенник сказал Брат цу: «Дорогой Братец, какое тяжёлое время мы переживаем».
Братец сказал: «Да! А я вам скажу: какие мы счастливые, и какое счастливое время мы переживаем, время исторических событий».
Когда я спросила у одного из начальных коммунаров, как они проводили праздник Октября в коммуне, он рассказал следующее: «В этот праздник мы, коммунары, мужчины и женщины и молодёжь, утром стройно, парами шли к стан ции на демонстрацию, неся красные флаги и портрет Лени на. Никаких других портретов, кроме В.И. Ленина. Идя к станции, пели стихи духовные, которые переложены на мо тив революционных песен. И подойдя к трибуне, стояли в ожидании, когда разрешат сказать слово нашему председате лю коммуны. И по первости нас принимали, приветствова ли. Бывало, Братец председателя проинструктирует, что ска зать и как сказать о достижениях коммуны: о росте поголо вья скота, о полученном урожае и т. д. И по окончании его доклада нам хлопали в ладоши. И мы все стройно и чинно возвращались обратно в Братцев дом. А в предпоследний год, перед тем как нас разлучили с Дорогим Братцем, мы по сво ему обыкновению также в праздник Октября пошли к три буне. Но в этот раз нашему председателю не разрешили ска зать слово. А предложили: вы сюда шли хорошей дорогой, той же дорогой и вернётесь домой».
Из этого мы видим, что власти уже готовились к ликвида ции коммуны.
Братец сказал: «Животные служат человечеству и при жиз ни своей и после смерти своей, оставляя тела свои на мясо, кожу для обуви, рога и копыта на клей, кости на удобрение. Всё идёт в переработку. Так и я готов отдать свою кожу на ремни, чтобы вам было хорошо».
Читатель, останови на мгновение свои мысли и помысли о сказанном!
Дорогой Братец! Помолись, чтобы иметь успех в работе.
Братец сказал: «Начинай работать с молитвой и кончай ра боту с молитвой. И Господь пошлёт успех. На каждом шагу увидишь царство Божье, и дела твои колесом пойдут».
Дорогой Братец! Помолись, чтобы мне никогда не вернуть ся на старое.
Братец сказал: «Что, ты хочешь быть Лотовой женой? Борись, и Господь пошлёт милости».
Когда к Братцу Иоанну обратился священник, прося молитв, чтобы избавиться от запоя и неприятностей с церков ным старостой и, вообще, с приходом, на это Братец ответил: «Я, Иоанн, не достоин развязать ремень обуви иерея. Но если вы просите молитв у меня, низкого человека, по Писанию уни жаете себя, то я, в слезах, верю словам Спасителя. Он, по Писанию, и возвысит вас во Христе».
(Из книги А.С. Панкра това «Ищущие Бога». 1911 год)
На главную страницу Предыдущие записи Следующие записи Оглавление свидетельств