На главную страницу     Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

Беседа «Братца Иоанна» Чурикова

 23-го января 1911 года

 В воскресенье, 23 января, «Братец Иоанн», взойдя на кафедру, сказал:

– Сегодня Евангелие читается из Евангелия Луки, глава 13-я: «В одной из синагог учился Иисус в день субботний, и до сего дня Он учит, как сказано в Евангелии: «придите ко Мне и научитесь от меня». И вот там была женщина, восемнадцать лет скорченная, и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал ее и сказал: «женщина, ты освобождаешься от недуга своего».

– Спасибо! – говорят слушатели, а  «Братец» продолжает читать:

– «И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

– Спасибо!

– Спаситель, – говорит «Братец», – всегда сначала сеял семя своего учения. Учение укрепляет веру, а вера целит людей. Так Христос призвал и женщину, страдавшую 18 лет, словом своим и исцелил ее.

И ныне Он всех призывает Своим учением, пробивает в них веру и верою целит человечество.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать: в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: «лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию ли дочь Аврамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?».

Спаситель всегда целил и ныне целит людей во всякое время, а начальники синагоги, якобы защищая синагогу и субботу, говорили Ему, что в субботу нельзя целить. Христос же говорил им, что не человек создан для субботы, а суббота для человека, для того, чтобы исцелять его в субботу.

– Спасибо!

– Шесть дней назначены для того, чтобы человек занимался своими делами, а суббота назначена для исцеления человечества.

В то время Христос призывал Своим словом людей и целил их верой в субботу. И ныне Он призывает нас чрез Свое учение по праздникам. И если мы примем Его учение и пойдем за Ним, то вся русская скорченная земля выпрямится.

– Дай Бог! – восклицают слушатели.

– Спаситель говорит, что сатана связал женщину, и она была скорчена восемнадцать лет. Наверное, она лечилась у многих врачей. Но сатану нельзя вылечить ни лекарствами, ни розгами, ни нагайками.

Но слово Христово, если коснется человек, то выпрямит его и без человеческих наказаний. Слово Христово выпрямляет испорченный разум и кривое сердце, и человек обновляется и от радости поет песни.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя».

– Начальник синагоги негодовал на Иисуса, якобы защищая закон и субботу, но Спаситель обличил его в лицемерии, говоря: «вы сами нарушаете субботу, отвязывая вола или осла». Так и ныне многие лицемерно чтут праздники в пьянстве и разврате.

Женщина страдала восемнадцать лет, будучи связана сатаной. Тогда сатана связал ее. И ныне сатана связал нас.

– Связал, – говорят слушатели.

– Связал, – говорит «Братец», – сатана разными ловушками: развратом, пьянством, пирушками–гульбушками, трактирами, ресторанами, гостиницами. И все от этого болеют и охают подобно скорченной женщине.

– Помолись!

– Поэтому, если Христос в то время призывал эту женщину, то и в настоящее время Он говорит нам: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите его Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, и доныне многих Он избавляет от недугов, нужды и горя.

– Спасибо!

– Но как нас избавишь, если нам не нужна наука Христова? Но если мы примем учение Христа, то оно развяжет нас от всех преступлений и недугов. А пока мы не приняли учения Христа, то мы не можем развязаться от преступлений, нужды и болезней. Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» продолжает читать:

– «И когда Иисус говорил это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».

И в настоящее время Христос говорит нам чрез Евангелие и пробуждает в одних стыд, а в других веру. 1900 лет Христос был в народе и всегда будет в нем, т. е. Его учение всегда было и всегда будет. И всегда Христос целил и всегда будет целить.

– Спасибо!

– Начальники же синагог защищали только субботу, но не заботились об исцелении.

И в настоящее время только тогда мы будем прославлять Бога, когда выпрямимся.

– Выпрямимся! – говорят слушатели.

– Но если мы будем молиться без веры, то мы никогда не выпрямимся и не прославим Бога. Только того слово имеет вес, кто исцелился от скорченности, хромоты, слепоты.

– По твоим святым молитвам, – говорят слушатели.

– Начальник говорил Иисусу: «Ты нарушаешь субботу», а Христос говорил ему: «ты сам нарушаешь субботу, потому что суббота назначена для назидания словом Божиим и для исцеления».

Христос тогда целил народ и в настоящее время Он целит человечество словом Своим. Слово Божие это то же что брение, положенное Христом на глаза слепорожденному. Христос спросил его: «видишь ли ты что?». «Вижу людей, как деревьев, мотающихся», ответил он. Так и мы без слова Божия не видим ни людей, ни себя.

– Помолись, дорогой, чтобы и нам видеть.

– Далее читаем: «Иисус, сказал: чему подобно Царствие Божие, и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое взяв человек посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесныя укрывались в ветвях его».

Спаситель уподоблял Царство Небесное великому дереву, в ветвях котораго укрываются птицы. Подобно этому и народы могут укрываться в словах Христа, как в ветвях, и могут избавляться от хищных птиц.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Еще сказал Иисус: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все».

И теперь слово Божие бродит в человеках. Но если нет закваски, т. е. слова Божия, то как может вскиснуть Царство Божие? Для того и закваска, чтобы хлеб был мягок. Для того и слово Божие, чтобы человек был кроток.

– Спасибо!

– Иисус разсказал слышавшим эти две притчи для того, чтобы они из образов зерна и закваски поняли, что такое Царство Божие. Без этих образов они не могли бы понять слов Иисуса о Царстве Божием.

Слово Божие для того и существует, чтобы развязывать людей от всяких недугов, нужды и горя. У Бога нет ни болезней, ни нужды, ни несчастий. Все люди, которые верят в Бога, не охают. Поэтому и говорится: «у Бога нет ни болезней, ни вздыханий, но жизнь безконечная», т. е. вечная радость.

– Спасибо!

– Авраам никогда не печалился и царь Давид не горевал, а если и горевал, то только тогда, когда согрешал и говорил: «лучше у порога в доме Господнем, нежели в шатрах Кидарских».

Святые со Христом никогда не горевали, а если и горевали, то только о своих грехах.

А мы, наоборот, охаем и никогда не горюем о своих грехах. Но если мы будем плакать о грехах своих, то и нам Христос скажет: «ты освобождаешься от пороков, преступлений, а потому и от болезней, нужды и слез».

– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– Напомнил Евангелие об исцелении скорченной женщины. Евангелие для того и написано, чтобы целить человечество. Это есть самый вытяжной пластырь, самое верное лекарство. Кто его принимает, тот делается здоров душою и телом. Поэтому Спаситель и сказал и до сего времени говорит: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего».

Если бы вся земля прониклась Евангелием, то она также выпрямилась бы.

– Верно! – говорят слушатели.

– Но горе тем, которые говорят: «нам учение Христа ненужно». Таковые люди и Богу ненужны. Покайся!

– Грешны!

– Еще напомню вам книгу пророка Иеремии, главу 7-ю: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: «стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу».

Хотя  вратами Господа они входили, но слово Господа не слушали. Ходили только кланяться, говорит пророк, а слово Божие им было ненужно. Таковые лицемерные поклонники и Богу ненужны.

«И говорит Господь Бог: «исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте».

– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– А если будете только ходить в храм на поклонение, а не будете исполнять слова Господня…

– Будем исполнять, – говорят слушатели, а «Братец», продолжая прерванную речь, говорит:

– Если не будете исполнять слова Господни, тогда Он отвергнет вас.

«Не надейтесь на обманчивыя слова, которыя вы говорите: «здесь храм Господен, храм Господен, храм Господен». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, – то я оставлю жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в родя родов». И будете ходить в храм.

Но как они будут производить справедливый суд, если они не исполняют слова Божия?

– Прости!

– Далее читаем: «Вот, вы надеетесь на обманчивыя слова, которыя не принесут пользы».

– Прости, дорогой Братец!

– «Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу и ходите во след иных богов, которых вы не знаете».

А кто иному Богу служит, тот и другому закону повинуется.

Далее читаем: «Потом вы приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости».

– Верно! – говорят слушатели.

– Прости! – говорят другие слушатели, а «Братец» повторяет:

– «Говорите: «мы спасены», чтобы делать мерзости».

Далее читаем: «Говорит Господь: пойдите в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля».

В Силоме жил при скинии первосвященник Илий. Он был благочестивой жизни и часто плакал, а где плач, там соединение с Богом. Дети же его вели жизнь неблагочестивую и брали у людей жирных овец, а тощих выкидывали вон. Прихожане жаловались на них Илии, но он не обращал внимания на эти жалобы и не делал замечаний своим детям из любви к ним. И вот случилась война с филистимлянами. Ковчег завета был взят в плен, а дети Илии были убиты на войне, а сам Илий, узнав об этом, упал навзничь со стула и разбился на смерть. За что? За то, что не обличал и поощрял детей своих в их прихотях.

– Прости, дорогой, братец!

– Илий не делал замечаний своим детям, и они сделались дурными.

– Прости!

– Далее читаем: «и ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с ранняго утра, а вы «не слушали, и звал вас, а вы не отвечали»…

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «То я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом».

– Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Господь предал Силом в руки врагов – филистимлян за нечестие израильтян и детей первосвященника Илии. Дети Илии выбирали жирных овец на мясо, а Илий прощал их. Но Бог не простил и предал их в руки врагов.

Поэтому и чрез пророка Иеремию говорил Бог израильтянам: «и отвергну вас от лица Моего, как отверг Силом».

А обращаясь к самому пророку Иеремии, Бог говорил: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя».

Ты их любишь, а они делают вред.

«Разве не видишь, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалим? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня».

Все это для преступлений.

– Верно! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевыя и на плоды земли, и возгорится и не погаснет».

За что? За преступления.

А когда мы очищаем себя от пороков и преступлений, тогда Господь оказывает нам свою милость.

Но мы очищаем только чаши, а внутренности своей не приводим в чистоту.

– Прости!

– Внутренняя же чистота важнее внешней. Я не говорю, что не следует заботиться о внешней чистоте и есть грязными руками. Я говорю, что если неприятна внешняя нечистота и руки грязныя – неприятны, то еще неприятнее нечистота внутренняя.

Дети собирают дрова, отцы разводят огонь, а женщины делают пирожки. Для чего? Как тогда для богини плясок, так и теперь каждый праздник устраивается для плясок. Что делалось тогда, то самое делается и теперь. Покайся!

– Грешны!

– И возгорится гнев Господен на людей, и на скот, и на поля, и на дерева, и не погаснет.

– Помолись!

– Далее читаем: «Я не давал отцам вашим заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и о жертве, но такую заповедь дал им: слушайте гласа Моего.

– Будем слушаться, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «И Я, говорит Господь, буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».

– Спасибо!

– «И ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Не для того, чтобы было тяжелое иго, а для того, чтобы было хорошо. Всегда было хорошо тем, которые увлекались словом Божиим.

– Хорошо! – говорят слушатели.

А которые не увлекаются словом Божиим, те остаются скорченными, унылыми, угрюмыми.

– Верно!

– Далее читаем: «но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и по упорству злаго сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицеем. С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с ранняго утра; но они не слушались Меня».

Если мы скажем, что к нам не приходили пророки, то это будет неверно, потому что и пророки, и Христос, и апостолы, и все отцы церкви приходят к нам и говорят с нами чрез Писание и чрез внутренний голос. Христос никогда не отходил от нас, а мы сами от Него отходим.

– В кабак, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Так как мы отходим от Христа, то мы читаем не Его слова, и не слова пророков и апостолов, а разные повести и романы разврата, и потому среди нас царит не дух Христов, а дух разврата.

Далее читаем: «Говорит Господь пророку Иеремии: и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают».

– Послушаем, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «И когда будешь звать их, они тебя не ответят».

– Ответим, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать слова Бога к пророку Иеремии: «Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, – она отнята от уст их».

Потому что они не откликнулись, – поясняет «Братец» и затем продолжает читать: «Остриги волоса твои и брось и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его».

Великий гнев Божий заставит людей признать Бога и правду сказанных Им чрез пророка слов, и они скажут: «это предсказывал пророк».

– Пророк, – говорят слушатели.

– Далее читаем: «Они устроили высоты, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего я не повелевал и что Мне на сердце не приходило».

Скажут иные, что только тогда сожигали сыновей и дочерей. Да и ныне сколько сгорает их в трактирах и ресторанах? Сколько убийств и самоубийств? Почему? Потому что покланяются они богу чрева, и богу веселья, пьянства и разврата, совершая такия дела, которыя и на сердце не приходили.

Далее читаем: «За то вот, приходят дни, – говорит Господь, – когда не будут более называть место сие святым и славным, но долиною убийства».

И теперь, где столицы и великий город, там великий разврат, а где разврат, там убийство и самоубийство. И сельские жители, занимающиеся земледелием, боятся отпускать в города своих детей, особенно дочерей, говоря: «как в городской омут попала –  так и пропала».

Далее читаем: «И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их».

И в настоящее время столицы и города, эти места разврата, убийства и самоубийства, – полны трупов, находимых на улицах, площадях, в реках, в каналах. Почему? Потому что люди забыли Бога и Его слово, а без слова Божия – драка и убийства, уныние и самоубийства. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты, потому что земля эта будет пустынею».

Почему? Потому что забыли Господа Бога своего.

– Прости!

– Везде, где нет слова Божия, там разврат, дележка, ссоры, драки, убийства, самоубийства и пустыня. А где есть слово Божие, там целомудрие, мир, любовь и благоденствие, там скорченные выпрямляются и прославляют Бога.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнославцы, Богородице».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам слово пророка Иеремии.

– Спасибо!

– Я напомнил вам это для того, чтобы вы могли сравнить то, что происходило в древности, с тем, что совершается в настоящее время, так как только посредством подобнаго сравнения мы можем выпрямить кривизну и изгнать сатану, когда мы узнаем из Писания, сколько раз Бог наказывал израильский народ и сколько раз этот народ каялся и Бог возвращал ему все, что отымал, и сравним с его жизнию свою жизнь, только тогда и мы покаемся и исправимся; тогда и нам Господь возвратит то, чего мы лишились, т. е. здоровье, богатство и спокойствие.

Еще напомню вам житие святого апостола Тимофея, память котораго празднуется 22 января.

Сказав это, «Братец» раскрыл книгу «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго» за январь и стал читать и пояснять житие Тимофея, начиная с 739 страницы:

«Св. апостол Тимофей происходил из Ликаонской области.  Матерь и бабка Тимофея были родом евреянки, обе святыя и праведныя, украшенныя добрыми делами, как об этом свидетельствует апостол Павел в словах, обращенных к Тимофею: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим., 1, 4–5).

– Значит, – поясняет «Братец», – бабка и мать жили в Тимофее, потому что вера бабки и матери обитала в нем.

Затем «Братец» читает дальше:

– «Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, был питаем своею матерью не столько телесной пищею, сколько словом Господним.

Но мы, – поясняет «Братец», – питаем своих детей, наоборот, больше телесным хлебом, нежели небесным. И когда дети вырастут, то мать говорит им: «я вас кормила своим молоком, а теперь вы за это кормите меня и оказывайте мне почет». Такия слова, укоряя детей, только озлобляют их, и они делаются злыми и безбожными. Совсем иначе воспитывался апостол Тимофей: мать его говорила ему не столько о хлебе телесном, сколько о хлебе духовном.

Сказав это, «Братец» читает дальше:

– «Затем Тимофей обратился к святому апостолу Павлу, который с своим учеником и апостолом Варнавою пришел к Листру. По прибытии своем туда, апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивлялись, говоря: «боги в образе человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для этого именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовскаго заблуждения к истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие обратились от своего заблуждения к благочестию» (Деян. ап. 14, 8–18).

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос заповедал своим апостолам проповедывать Евангелие, говоря: «кто будет веровать, спасен будет, т. е. спасен от болезней, нужды и всякаго горя, а кто не будет веровать, осужден будет на болезни и всякия несчастия. И всякаго искренно верующаго будут сопровождать знамения», т. е. чудесныя изцеления и обновления жизни, как это и происходило с апостолами по слову Христа: «если будете иметь веру хотя с горчичное зерно, то будете переставлять горы». Нам нет нужды переставлять горы, но от пьянства и разврата переставлять в трезвую и честную жизнь долг всякаго христианина.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» потом продолжает читать житие:

– «В числе таких (обратившихся к благочестию) была и мать апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостию приняла апостола Павла в свой дом, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия.

«Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый «катагогиум», в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с безстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов».

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– И теперь мы видим, что такое же празднество, как у тех язычников, совершается и у православных. Мы нисколько не отошли от тех идолопоклонников.

– Верно! – говорят слушатели.

– Если бы не было, – говорит «Братец», – разврата, пьянства, ссор, драк и убийств, то я ничего не сказал бы. Такия безчинства были во дни израильтян, и Господь предал их в руки филистимлян. Неужели и нам дожидаться того, чтобы Господь отдал  и нас в плен на мучения?

– Нет, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– «Видя это, Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедывал единаго истиннаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа, – ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко были его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и безчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти».

Для чего все это написано? Для того, чтобы мы могли сравнить то, что было прежде, с тем, что делается в настоящее время, и покаялись. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

На этой беседе присутствовал протоирей Покровский, из церкви Вознесения, что на Вознесенском проспекте.

Уходя домой, он сказал швейцарам «Братца», что остался доволен его беседой.

На главную страницу     Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед