На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 1-го мая 1911 года

 О разслабленном. 

В третье воскресенье после Пасхи, 1 мая, после обычнаго приветствия «Здравствуй, дорогой Братец!», слушатели пропели: «Отче наш», а когда «Братец» взошел на кафедру, то они пропели три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец», стоя на кафедре, сказал:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – воскликнули слушатели, и «Братец» так начал беседу:

– Сегодняшнее Евангелие читается из 5-ой главы Евангелия Иоанна: «Был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Там была у Овечьих ворот купальня, называемая Вифезда (что значит: дом милосердия), при которой лежало множество больных, слепых, хромых, изсохших, ожидающих движения воды; ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Это записано для того, чтобы было, где получить веру для нашего исцеления. Поэтому Евангелие это читается наипаче тогда, когда молятся об исцелении больных. Но если мы только читаем Евангелие, а не верим и не вникаем в него, то от такого чтения не бывает исцеления. Тогда были больные и теперь они есть. Тогда чаяли исцелений и в настоящее время чаем, т. е. ожидаем.

– Ожидаем, – говорят слушатели.

– Но получают исцеление, – говорит «Братец», – только те, которые веруют в слово Божие и вникают в него. Евангелие для того и написано, чтобы пояснять веру, а вера тогда только укрепляется, когда люди видят больных здоровыми, хромых – ходящими, слепых – видящими, разслабленных – укрепившимися.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Тут был человек, находившийся в разслаблении тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащаго и узнав, что он лежит уже долгое время, сказал ему и доныне говорит каждому из нас: хочешь ли быть здоровым?».

– Хочу, – говорят слушатели.

– Этак мы все скажем, – говорит «Братец», – мы все хотим избавиться от болезней, нужны и несчастий, но мы не имеем такой веры, какая была у того больного.

Далее читаем: «Больной отвечал: так, Господи, хочу быть здоровым, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи».

Мы также больны и разслаблены, но, в отличие от этого больного, не ищем такого человека, который опустил бы нас в купальню, т. е. в веру в слово Божие. Мы ищем только таких человеков, которые опускают нас в какую-нибудь ванну, или в какия-нибудь грязи, но не в слово Божие, потому что мы не верим в слово Божие и иногда даже смеемся над теми, которые крепко веруют в слово Божие.

Если бы мы искали такого человека, который посеял бы в нас веру, то мы чрез веру исцелились бы.

Тогда много было рек, озер и источников, но прославилась одна только купальня – Вифезда. Тогда много было учителей, но прославились только Христос и апостолы. Много было рек, но прославился только Иордан, когда Елисей велел больному Нееману погрузиться в Иордан семь раз. Больной погрузился и исцелился. Но когда не стало Елисея, который сеял веру, тогда прекратились от Иордана исцеления. Господь силен прославить реку, камни, траву только перед теми, которые могут посеять веру в слово Бога. Но у нас мало таких, которые могли бы сеять веру в слово Христа. Издревле были многие красноречивые, которые без веры говорили о Христе, а потому Господь и не засвидетельствовал о них чудесами. Но были люди простые и юродивые, которые говорили и молились с верою, и Господь свидетельствовал о них чудесами и знамениями.

Например, всем известна трава Кузмича. Когда простой крестьянин Кузмич давал ее, то каждый выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Поэтому эта трава и прославилась. Но когда, после смерти Кузмича, стали продавать ее в аптеках и лавках, то уже не слышно, кто бы выздоравливал от нея. Но когда давал ее Кузмич, то все исцелялись. В чем же секрет? Наверное, когда Кузмич давал эту траву, то с верой молился Богу и верил, что Господь исцелит, и давал ее даром; а когда другие стали продавать ее, то исцеления прекратились.

В настоящее время нет исцелений еще и потому, что больные, хотя и признают себя больными и разслабленными, но не ищут человека, который опустил бы их в купальню веры. Разскажу вам такой случай: однажды меня пригласили в один дом, где был больной. Я спрашиваю его: хочешь ли ты исцелиться? А он отвечает: «не знаю». Больной не владел одной рукой, но и не чувствовал о ней боли. И, кажется, он даже не хотел был здоровым, потому что получал месячное содержание от своих благодетелей, которые и привели меня к нему для того чтобы я помолился о его выздоровлении. Благодетели его призвали меня для того, чтобы он исцелился и чтобы им избавиться от ежемесячнаго десятирублеваго платежа. Благодатели призвали меня из-за своей выгоды, а больной боялся быть здоровым, чтобы не лишиться ежемесячнаго подаяния.

Но больше всего у нас таких больных, которые не признают себя больными, но у них разслаблен язык – и они им сквернословят, у них разслаблены руки – и они посягают на чужое, у них разслаблены ноги – и они быстро бегут на преступления, у них слабые глаза – и они завидуют и разжигаются на чужое. Они могли бы быть здоровыми, но они не признают себя больными и не ищут человека, который мог бы их исцелить от разслабления. Но если бы они искали человека, как тот разслабленный, то Господь послал бы им такого человека, который мог бы опустить их в купальню веры.

Тот больной нуждался в человеке, который исцелил бы его, а эти больные говорят: «я не нуждаюсь, я сам исцелюсь». И таковыми больными без веры в Бога наполнены многия больницы и с ними мучаются доктора и священники. Доктора лечат их, а священники молятся о них, но эти больные не имеют веры в слово Бога и потому не исцеляются от своих болезней. Если бы эти люди признали себя больными и нашли бы верующаго в Бога человека, то в них укрепилась бы вера и по вере у них укрепились бы руки, ноги, глаза и язык.

Далее читаем: «И больной тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел».

– Спасибо!

– Больной услышал слово Иисуса и тотчас же выздоровел. И доныне слово Христа укрепляет разслабленных.

Спаситель любил ходить на праздник, но не для того, чтобы справлять праздник, а для того, чтобы исцелять на празднике больных. Люди приходили на праздник гулять, а Он приходил работать дело Божие.

Далее читаем: «Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постель. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи».

Он как бы так говорил: «я 38 лет не ходил – и вдруг вы меня укоряете, что я праздника не справляю».

Далее читаем: «Его спросили: кто тот человек, который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».

Христос не отличался от других одеянием, поэтому Ему легко было скрыться и Его не могли найти. По одежде Он был, как все, но делами своими выделялся.

Далее читаем: «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

– Не будем грешить, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Из этого мы видим, что болезни происходят от грехов, но многие не понимают этого. Иной больной лежит и просит у Бога скорей поправиться, чтобы устроить вечер с танцами, и ради этого Господь не дает ему исцеления.

А бывает, что Господь пожалеет такового и исцелит его, тогда он говорит: «теперь я заживу, как хочу, вечерок справлю» – и смотришь – опять заболел. Он исцелился от телесной болезни, но от грехов и пороков не исцелился. Он не знает, за что Господь послал ему болезнь, потому что не имел такого человека, который напомнил бы ему о покаянии. А если ему разъяснить, то он будет знать, за что его постигли болезни и несчастия, и он не будет больше грешить.

Часто также в народе говорят: «доктор мне сказал, что моя болезнь опять возвратится». Это верно, что возвратится, если ты будешь продолжать делать то же самое дурное, что и раньше делал. Мало того, с тобою случится еще худшее. Но если ты не будешь делать того  дурного, что раньше делал, то и болезнь твоя не возвратится к тебе. Поэтому Христос и сказал: «иди и впредь не греши, т. е. не делай преступлений, дабы не случилось с тобою худшее». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

Далее читаем: «Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

– Братец, – говорят слушатели.

– Подождите, нет, не Братец, а Христос. Я Христу молюсь и Его прошу вместе с вами.

Далее читаем: «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу».

Иудеи как бы так говорил: «мы субботу почитаем, мы гуляем, а Он нарушает субботу, а за нарушение закона Его надо убить».

Далее читаем: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

В другом месте Христос говорит: «не человек создан для субботы, но суббота для человека (Марк. 2, 27), чтобы исцелять больных в субботу. В течение недели люди заняты житейскими делами, а в субботу они бывают свободны от всяких житейских дел. Вот в это-то время Христос и приходил на праздник и сеял веру в людях, а чрез веру они исцелялись. Если же человек и в субботу занят житейскими делами, то он не может исцеляться и других не может исцелять. Сам страдает и других делает страдальцами. Вот к таковым-то Христос и прикладывал слово Божие, как пластырь вытяжно, и они исцелялись, а чрез исцеленных и другие по одному слуху целились. И доныне только стоит подойти ко Христу, т. е. к Его слову, и Он сам взойдет в твое сердце и исцелит тебя.

– Спасибо!

– Далее читаем: «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

Чем более Христос говорил и делал, тем более злились на него иудеи, хотя Христос и апостолы говорили то, что было написано в Писании. Иудеям не нужно было то, что говорил и делал Христос, им не нужно было исцеляться, им нужно было только провести праздник. Поэтому Христос и сказал им: «суббота для человека, а не человек для субботы».

Далее читаем: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящаго: ибо что творит Он, то и Сын творит также».

Т. е. как в Ветхом Завете Отец творил чудеса, так и в Новом Завете Христос делал: больных исцелял, слепым давал зрение, хромым давал хождение, прокаженных очищал. Каждый здравомыслящий мог прочитать Писание и легко верил во Христа, но не знающий Писания судил Его.

Далее читаем: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сын; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь».

Если Отец в Ветхом Завете творил чудеса чрез пророков, и было удивление, так и Сын творил чудеса чрез апостолов, целил физическия и духовныя болезни, и это, действительно, было всем на удивление.

Далее читаем: «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет».

Как Отец воскрешал в Ветхом Завете, так и Сын воскрешал верующих в Новом Завете, но неверующие не воскресали как в Ветхом, так и в Новом Завете. Но кто уверует в слово Божие, тот переродится и из слабаго сделается крепким языком, руками, ногами и всем телом.

Далее читаем: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну».

Христос не был судьею, но своими делами судил всех законников.

Поэтому в другом месте Он и говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан. 9, 39).

Своими делами Христос производил суд: если кто был больной, то делался здоров, если был беден, то делался богат, был несчастен – и делался счастлив.

Далее читаем: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшаго Его».

Если больной исцелялся, бедный обогащался, несчастный делался счастлив, то все они славили Отца и Сына.

Далее читаем: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут».

– Спасибо!

– Как опускавшиеся в купальню, называемую Вифезда, получали исцеление, так и те, которые проникались учением Христа, также исцелялись, укреплялись, обновлялись и оживлялись, почему Христос и приравнивал Свое учение к воде, говоря: «кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37).

Так и мы обязаны разслабленных языком, мыслями и сердцем опускать в купальню слова Божия, погружать, крестить в это учение, и они, услышавши слово Божие, укрепятся и оживут.

– Дай, Господи!

– Духовные мертвецы услышат живое слово Евангелия и сами сделаются живыми и скажут: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» еще раз читает:

– «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Все те, которые слушали, а «Братец» поясняет:

– Все те, которые слушали голос Христа, оживали, как физические, так и духовные мертвецы.

И по сие время если мы слушаем слова пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то и мы также оживаем. И по сие время пророки, Христос, апостолы и отцы церкви живут с нами. И теперь их жизнь приности еще больше пользы, чем прежде. Тогда они проповедывали слово Божие, тогда на них гневались, тогда их мучили, но в настоящее время их не могут мучить, потому что теперь тел их нет в живых, и потому ныне они учат еще сильнее, и те, которые услышат их учение, оживут от развратной и мертвой жизни и скажут: «ныне Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели.

– Ныне воскресение. Слава Тебе, Господи, воскресению Твоему! – говорит «Братец».

– Слава тебе, Господи! – восклицают слушатели.

– Услышат мертвые пьяницы и оживут! – говорит «Братец».

– Спасибо! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых» и «На божественней стражи Богоглаголивый Аввакум».

После пения «Братец» опять говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют опять: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что Спаситель укрепил разслабленного одним Своим словом: «встань, возьми постель твою и ходи».

– Спасибо!

– Если Христос тогда так сказал, и разслабленный укрепился по слову Его, то и в настоящее время Он также говорит чрез Евангелие разслабленным, и они также укрепляются, если проникаются Его словом.

Но если мы только прочитаем Евангелие о разслабленном, а сами не проникнемся духом этого Евангелия, то хотя бы мы буквально и взяли свою физическую постель, нам трудно укрепиться. Для того, чтобы нам укрепиться, мы должны взять духовную постель, т. е. слово о Христе. Но ты не мог понести эту постель и она валялись, потому что у тебя не было веры в слово Божие.

Если бы ты хотя сознал себя разслабленным, но ты не признаешь себя больным и учиняешь буйство, и потому тебя нельзя исцелить и укрепить. Ты не сознаешь себя больным и не ищешь человека, который исцелил бы тебя словом Евангелия. Но если ты сознаешь себя больным, то приступай ко Христу, и слово Христа исцелит и укрепит тебя. И как тогда Христос велел разслабленному: «возьми постель и ходи», так и теперь Христос говорит чрез Евангелие: «возьми постель и ходи». Он пошлет тебе такого человека, который будет говорить тебе о Христе, и ты сам укрепишься и других будешь укреплять и скажешь: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскрес из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам Евангелие.

– Спасибо!

– Напомнил для того, чтобы вы взяли свою постельку и пошли, слава Господа.

Еще напомню вам Деяния апостолов.

– Напомни.

– В 9-ой главе Деяний апостолов мы читаем: «Случилось, что Петр, обходя живущих в Лидде, нашел одного разслабленнаго, именем Егея, который восемь уже лет лежал в постели в разслаблении. Петр сказал ему: «Еней! исцеляет тебя Иисус Христос, встань с постели твоей». И он тотчас встал здоровым».

И до сего дня учение Христа исцеляет от всякой слабости и укрепляет в справедливости.

Из этого мы видим: что делал Иисус, то делали и ученики Его.

Если мы и мы учились у Христа, то и мы делали бы то же самое, что делал Христос; но мы учились у разбойников, пьяниц, развратников, балалаечников, и потому, хотя мы и называемся христианами, но дела наши не дела Христа, а дела разбойников, пьяниц и развратников. Христос и апостолы боролись с пороками и преступлениями, но мы отстаиваем пороки и преступления. Значит, мы – ученики пороков и преступлений, а не Христовы ученики.

А апостол Петр был ученик Христа не по одному только названию, но и на самом деле, и потому, когда он сказал разслабленному: «встань и ходи», то больной встал и пошел.

И те, которые видели, как Петр исцелил разслабленнаго, вероятно, сказали: «вот он так делает, как делал его Учитель – Христос: как сказал, так и сделалось».

Поэтому мы и читаем далее, что многие в Лидде и Сарроне обратились к Господу чрез одного исцеленнаго.

Люди могут верить только тем, которые подтверждают свое слово чудесами.

Точно также и в Иоппии апостол Петр сотворил чудо, о котором мы и читаем: «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит «Серна». Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось, что она занемогла и умерла. Так как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр исцелил там Енея, послали к нему двух человек просить, чтоб не замедлил придти к ним. Когда Петр пришел туда, то вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какия делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа».

Из Евангелия мы знаем, что Христос воскресил Лазаря, а из Деяний апостолов мы видим, что Петр воскресил Тавифу. Хотя Лазарь и Тавифа все-таки умерли, но дела их не умрут во век. Господь дает отсрочку, удлиняя физическую жизнь, но все-таки рано или поздно физическая жизнь каждаго человека прекращается. Но жизнь духовная, справедливая никогда не умирает. И эта справедливая жизнь целит все человечество. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Слава Тебе, Господи! ныне воскресение. Но если мы только говорим и поем: «Христос воскрес», а мы не воскресаем духовно и у нас больше духовных мертвецов, нежели духовно-живых, то какое же это воскресение? Христос для того и страдал, для того и умер на кресте, для того и воскрес, чтобы и мы научились у Него страдать, умирать для греха и воскресать для добра.

Христос для того и дал нам Свое учение, чтобы мы сами опускались в него, как в купальню, и других опускали и погружали в него и чтобы мы сами воскресали и других воскрешали духовно. Но если мы не увидим духовнаго воскресения ни своего, ни других людей, то наш праздник воскресения будет тот же иудейский праздник, на котором иудеи гнали Иисуса и искали убить Его за то, что Он творил чудеса в субботу.

Тогда евреи гнали Христа и Его учеников, а ныне мы не принимаем Его учения. Хотя мы и называемся христианами, но мы на самом деле не верим словам Христа.

Но те, которые верят во Христа и проникаются Его учением, прославляют Его своими исцелениями и до конца века будут прославлять Христа.

– Будем прославлять, – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам книгу пророка Исаии, главу 38-ую и 39-ую: «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Из этого мы видим, что и в те времена, во дни пророка Исаии, Господь давал отсрочки и исцелял больных. Господь всегда делал и всегда делает отсрочки тем, которые приносят плоды покаяния и ищут слова Божия.

Писание для того и написано, чтобы мы знали, где получать нам отсрочку в жизни.

Далее читаем: «И сказал Исаия Езекии: «вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней, по которым оно сходило».

Вот молитва и покаяние Езекии, царя иудейскаго, когда он был болен и выздоровел:

«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я ждал до утра. Подобно льву, Он сокрушал все кости мои. День и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Как журавль, как ласточка, издавал я звуки, тосковал, как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, – Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей. Господи! так живут, и во всем этом – жизнь моего духа. Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем».

Так молился царь Езекия.

У царя Езекия была, как видим, своя молитва, им самим в скорби сочиненная. Как всякий человек, приходя к какому-нибудь господину, говорит, как умеет, так и царь Езекия молился Богу не по заученной молитве, а как умел и как пришло ему на ум и на сердце, изливая душу в скорби. Скорбь формальности не требует.

Езекия как бы так молился: «исцели меня Господи! и я живой буду прославлять Тебя и не буду делать дурного того, что раньше делал».

– Не будем, – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:

– Если и мы ничего дурного не будем делать, то Господь и нам даст отсрочку.

Далее читаем: «И сказал Исаия: пусть принесут пласт смоков и обложат им нарыв; и он выздоровеет. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?».

Езекия как бы так говорил: «раньше я не ходил в дом Господень, а теперь буду ходить».

– Буду, – говорят многие слушатели, а «Братец» поясняет:

– Езекия раскаялся, и Господь, ради этого покаяния, прибавил ему жизни. Исаия нарезал смокв и велел приложить их Езекии к нарыву. В те времена пророки мазали больных маслом, но, за неимением масла, прикладывали смоквы. И во время апостолов употреблялось масло при болезнях, как это видно из послания Иакова, который говорит: «болен ли кто из вас – пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго» (Иак. 5, 14, 15).

И в настоящее время мы употребляем масло, как символ исцеления от болезней. Но многие только мажутся маслом, а нарывы их не прорываются, потому что не прикладывают елейнего покаяния, и их сердечные нарывы, т. е. дурныя привычки не прорываются.

– Прости!

– А если мы скоро покаемся, то скоро и поправимся как духовно, так и телесно.

– Спасибо!

– Когда царь Езекия исцелился от смертной болезни, то царь вавилонский Валадан, узнав об этом, послал ему письмо и дары.

Хотя царь Валадан был и язычник, но и он обрадовался, когда услышал, что царь Езекия исцелился молитвою Исаии.

Далее читаем: «И обрадовался посланным Езекия и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы и драгоценныя масти, весь оружейный свой дом, и все, что  находилось в сокровищницах его, – ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем».

Езекия после исцеления сделался простым, откровенным и доверчивым, как ребенок, и он доверился даже своему бывшему врагу – царю вавилонскому, Валадану. Царь Езекия говорил себе: «если Господь исцелил меня от болезни, то Он силен сохранить меня и от вавилонскаго царя».

В свою очередь и царь вавилонский, Валадан, видя, что царь Езекия после исцеления сделался простым и кротким, тоже перестал бояться его. Он думал: если Езекия покаялся и Бог его исцелил, то он не сделает мне зла.

Из этого мы видим, что если кто кается и исцеляется по вере и молитве, то таковой делается кротким и доверчивым и в других вызывает к себе доверие и кроткое обращение.

Если же кто покается и по вере исцелится, а потом опять впадает в прежние грехи, пороки и преступления, то таковой наказывается вдвое и с ним случается худшее, как Христос сказал разслабленному.

– Прости!

Далее читаем: «И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя вавилонскаго. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что мир и благостояние пребудут во дня мои».

Значит, когда дети царя Езекии забудут Бога и Его слово, то они будут наказаны, будут отведены в плен в Вавилон и их сделают там евнухами царя вавилонскаго.

И исполнилось пророчество Исаии: отца Господь помиловал от плена, потому что в нем чрез исцеление был страх Божий, а детей его, Господь наказал, предав в плен вавилонский, потому что они забыли страх Божий и забыли, как отец их исцелился молитвою Исаии.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы узнали, что Господь милостив и дает нам просимое, если мы просим с верою. Так евреи в пустыне просили хлеба – и Господь дал им манну, просили мяса – и Господь послал им перепелов, просили воды – и Господь дал им воду из камня. Но в то же время из этого же Писания мы должны понять, что Господь и справедлив и строго наказывает нас, если мы нарушаем Его слово. Так он наказал евреев за их неверие сначала пленом вавилонским, а ныне они разсеяны по всему лицу земному за то, что не приняли слова Христа. Но и все эти наказания Господь посылал и посылает для того, чтобы привести людей к покаянию и ко Христу.

Поэтому все пророки грозили евреям наказаниями для того, чтобы привести их к покаянию. Но евреи не любили этих угроз и предавали пророков на мучение. Так пророк Исаия был перепилен деревянной пилой, а пророк Иеремия был брошен в колодезь. Иеремия грозил евреям пленом вавилонским для того, чтобы привести их к покаянию, а его за это бросили в колодезь. Но нашелся один князь, который вытащил его из колодезя, и Господь избавил князя от руки вавилонскаго царя.

Се пророки проповедывали покаяние во грехах и сеяли веру в людях для того, чтобы предупредить и избавить их от плена и чтобы они были свободными.

Но мы никак не можем освободиться от грехов и потому всегда попадаем в плен пьянства и разврата и делаемся рабами греха.

Для того и написано Писание, чтобы опускать нас в купальню – в веру в слово Божие, а чрез веру даровать нам исцеления, а чрез исцеления вызывать в нас страх к грехам и делать нас кроткими и доверчивыми, как царь Езекия.

  Для того и написаны все пророчества, чтобы умножилось в нас ведение, а чрез ведение – вера, а чрез веру мы получим от Бога просимое.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам житие святого Доната, празднуемого 30-го апреля.

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за апрель, начиная с 478-ой страницы, следующее:

– «Святой Донат жил в царствование императора Феодосия Великаго и был епископом в городе Эврии, находившемся в древнем Эпире. Близь сего города находился источник воды; если кто-либо пил воду из этого источника, то тотчас умирал в жестоких мучениях. Святой Донат, узнав об этом, пошел к тому источнику со своими клириками.

Донат пошел туда потому, что народ умирал, когда пил воду из этого источника, а ему было жаль народа.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Когда святой был уже около источника, то послышался сильный гром и из источника вышел большой и страшный змей. Змей направился к святому Донату и старался своим хвостом ударить по ногам мула, на котором ехал святитель. Тогда епископ Донат ударил приближающагося змея бичем по хребту, которым погонял своего мула, и тотчас змей умер. Бывшие же при епископе клирики и народ, увидав такое чудо, собрали дрова и, разложив большой костер, сожгли на нем змея, чтобы его труп не стал гнить и не отравил бы воздух ядом, тем более, что змей тот был весьма велик; но воды из того источника все же никто не осмеливался пить. Тога святой Донат, помолившись, благословил источник и сначала сам почерпнул воду и выпил ее, а затем и всем повелел пить ее без опасения. Все люди, после сего, пили воду, не сделав себе никакого вреда и, прославив Бога, возвратились в жилища свои».

Все, которые любили Бога, искал пользы другим, а не себе, и Господь не оставил их.

А потому и мы обязаны иметь ревность для пользы человеков; и Господь и нас не оставит.

Далее читаем: «Однажды святому Донату случилось быть в одном каменистом и безводном месте, и он видя, что находившиеся около него люди от сильнаго зноя изнемогали от жажды, выкопал небольшой ров своими руками и помолился к Богу о ниспослании воды. Тотчас потек источник воды, и доныне источающий обильную воду».

Потому и сказано Христом и всеми святыми: «кто жаждет, приходи и пей».

«В другой раз святой Донат молитвою своею низвел воду с неба. Во время бездождия и сильной от того засухи, он помолился ко Господу, и тотчас пошел сильный дождь, который и напитал землю, так что в том году был обильный урожай плодов, по молитвам святого"»

Мы тоже все просим и молимся, но не получаем. Почему? Потому что мы только просим, но сами не каемся и людей не приводим в покаяние. Мы просим Бога избавить нас от болезней и несчастий, но не просим Бога избавить нас от преступлений. Но если мы будем просить Бога избавить нас от пороков и преступлений, то Господь не откажет нам как в духовном, так и в материальном.

Далее читаем: «Еще случилось, что дочь императора Феодосия весьма сильно заболела, будучи мучими нечистым духом. Царь и царица была в сильной печали по причине болезни своей дочери, так как она была у них единственною дочерью. В это время они узнали о том, что епископ Донат творит чудеса. Тотчас император послал в Эпир повеление, чтобы к нему пришли все епископы той страны для благословения его. Когда эпирские епископы прибыли в Константинополь, царь с честью и ласкою принял их и спросил: «кто из вас епископ Донат, который бичем умертвил змея, извел из каменистой почвы воду и спросил у Бога дождь с неба?». Царю указали на святого Доната.

Прочитав это, «Братец» поясняет:

– Много тогда было священников и епископов, но царь выбрал только Доната. который умертвил змея, дал воду в пустыне и низвел дождь с неба.

Потом Братец сова читает:

– «Царь облабызал Доната и повел к царице, и они оба, припав к ногам святого, умоляли его помочь им говоря: «Божий угодник! окажи нам милость».

– Окажи! – говорят и слушатели, а «Братец» поясняет:

– Кажется, ближе бы Бога было просить, нежели Доната, но царь и царица просили Доната. Почему? Потому что, если бы они просили Бога, то у них не было бы покаяния. А когда они попросили Доната, то он привел их в покаяние, сказав, что дочь их страдает за грехи. И когда они покаялись, то дочь их поправилась. Поэтому Бог всегда посылал ревнителей, которые пробуждали к покаянию даже целыя государства.

Далее читаем: «Царь и царица сказали Донату: «мы имеем одну дочь, а она жестоко страдает, мучимая бесом. Мы сильно скорбим о ней; приводили к ней многих врачей и священников, и никто не мог помочь ей».

– Никто, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Царь и царица много просили и священников и врачей об исцелении своей дочери, но они не могли исцелить ее, потому что не могли привести ее и ея родителей к покаянию. А раз они не могли привести их к покаянию, то она не могла и исцелиться.

Далее читаем: «Царь и царица сказали Донату: «поэтому мы, услышал о великой благодати Божией, обитающей в тебе, осмелились просить тебя придти сюда, дабы ты изгнал из нашей дочери беса молитвами твоими действенными пред Богом. Если ты исцелишь нашу дочь, то получишь себе половину ея имущества».

«И привели они Доната к отроковице. Тотчас бес, не стерпев присутствия угодника Божия, вскричал и, повергнув отроковицу на землю, вышел из нея; с этого времени отроковица стала здоровою. Царь и царица, весьма обрадовавшись выздоровлению дочери, предлагали святому большие дары, но он не пожелал ничего взять из предложеннаго ему. Видя же благонравие и благоверие царя и царицы, молил их, чтобы ему было отдано в его епископии одно место, на котором бы он мог построить церковь. Царь тотчас исполнил просьбу святого и закрепил свой дар своею царскою грамотою».

У святого Доната была вера, а чрез веру подавались исцеления, а чрез исцеления прилагалось ему все остальное.

И все пророки, апостолы и отцы церкви по ревности к слову Божию достигали веры, а чрез веру достигали исцелений и они сами укреплялись и других укрепляли, – и на таковых и исполнялось Писание: «ищите прежде всего Царства Евангелия, а остальное все приложится вам».

Из нынешняго Писания мы и видим, что всем ревнителям Евангелия все приложилось.

Если и мы будем искать также, то и нам все приложится.

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед