На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 22-го мая 1911 года 

В воскресенье, 22 мая, после пения «Отче наш» и «Царю небесный» Братец Иоанн читал и пояснял 15-ю и 17-ю главы Евангелия Иоанна. Он так начал беседу:

– Сегодняшнее Евангелие: сказал Христос: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. А вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам».

– Спасибо,  дорогой Братец! – говорят слушатели.

– Всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает. Иуда был отсечен и удавился от своих рук.

Так и в настоящее время многие не веруют в слово Божие и потому не могут очистить своих мыслей от тоски и покушаются на самоубийство. Они не нуждаются в слове Бога и Господь не нуждается в них. А Господь любит только тех, которые любят Его и Его слово. Но мы не любим Его слова, потому что запачкали свои мысли учением фарисейским и саддукейским.

– Прости!

– Потому мы и не можем очиститься от пороков и преступлений. Но тех, которые любят Бога и Его слова, Господь очищает от всяких пороков и преступлений. В ком есть слово Божие, в том есть и страх Божий, который и удерживает его от пороков и преступлений. Но в ком нет слова Божия, в том нет страха Божия, и потому тот не может очиститься от дурных привычек. Но слово Христа чистит нас от всего дурного. Вот почему Христос и говорит: «вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам».

– Спасибо!

– Далее читаем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне».

Т. е. если вы не принимаете Моего учения, то не можете приносить добраго плода. Как ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе, так и мы не можем приносить добраго плода, если не будем во Христе. Все говорят: «я во Христе», но слова Божия не принимают и остаются работниками дьявола.

– Прости.

– Христос говорит: «пребудьте во Мне, и Я в вас», т. е. пребудьте в Моем учении. Поэтому в другом месте Христос еще так говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Матф. 18, 20). Как ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе, так и человек не может приносить добрых плодов без учения Христа.

Далее читаем: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего».

Но Иуда не пребывал в нем и потому удавился, а другие ученики Христа пребыли в Нем и вынесли великую премудрость Евангелия во спасение нам.

Так и в настоящее время многие только молятся и крестятся, но в слово Божие не верят, а потому и не получают просимаго и от тоски покушаются на самоубийство, как Иуда.

Но если в нас будет слово Христа, то оно будет очищать нас от всего дурного, и мы не будем бесплодными, почему Христос и говорит: «без Меня не может делать ничего». Все люди говорят: «я без Бога – ни до порога», но делают беззакония и прикрываются Богом. Почему? Потому что в них нет слов Христа, апостолов и отцов церкви и они никогда о них не говорят. Но если они будут беседовать о словах пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то эти слова будут чистить их мысль и сердце.

Далее читаем: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет».

Иуда не пребыл в слове Христа и засох. Так и в настоящее время многие не пребывают в слове Христа и засыхают и покушаются на самоубийство.

Поэтому Христос и сказал: «И такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

– Помолись!

– Жители Содома и Гоморра не верили в слово Божие и Господь предал их огню, А Лота, который верил в Его слово, вывел из Содома и Гоморры. Также и Христос вывел и выводит из болезней, нужды и печали тех, которые принимают Его слово и проникаются им.

Но кто не принимает учения Христа и смеется над ним, тот не может приносить добрых плодов, тот сгорает в болезнях, нужде и печалях и покушается на самоубийство. Вот поэтому-то и господствует теперь эпидемия самоубийств: люди не пребывают во Христе, т. е. в учении Христа.

Но «если пребудете во Мне, – говорит далее Христос, – и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелайте, просите, и будет вам».

– Спасибо! – громко восклицают слушатели.

– Далее читаем: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода Евангелия, и будете Моими учениками».

Все люди хотят быть добрыми, но не могут быть добрыми. Никто не хочет быть пьяницей, вором и разбойником, а на самом деле бывает и пьяницей, и вором, и разбойником. Почему? Потому что не принимает учения Христа. Без учения Христа и апостолов никто не может быть добрым, честным и справедливым. Поэтому мы и видим, что без слова Бога нет успеха в делах. Ты отверг слово Бога – и Бог отверг тебя. Если же ты соблюдаешь слово Бога, то проси и дастся тебе. Но мы только просим и молимся и называем себя Христовым, но слово Христа отвергаем и делаем противозаконное. А если мы принимаем слово Христа, то оно очистит нас. Как суконка с песком протирает и чистит медный сосу, и он блестит подобно золоту. Так и слово Христа очищает нашу душу, и нам стыдно делать беззаконное.

Если верующему в слово Христа захочется пойти в трактир или ресторан, то он вспомнит, что Христос не учил этому, и слово Христа не позволит ему пойти туда и он скажет себе: «там пьянствуют, ссорятся, дерутся и развратничают; если и я пойду туда, то и я буду делать то же самое и буду бесполезен для себя и для семьи». Кто крепко верит в слово Христа, тот вспомнит псалом царя Давида и не пойдет на седалище губителей и на пути грешных не остановится, но в законе Господнем поучится день и ночь. Вот таковых Господь любит и возвышает и по вере в Его слово не отказывает в просимом на земле. Возьмите в пример Соломона.

Когда Соломон сделался царем, то он просил у Бога не богатства, а мудрости Божией. Он говорил Богу: «я незаконно родился, от Вирсавии, и если Ты поставляешь меня на царство, то благослави меня мудро судить вдову и сироту». Тогда Бог сказал Соломону: «так как ты просил у Меня не богатства, а мудрости, то Я даю тебе и мудрость и богатство». И мы видим из Писания, что никто так не одевался, как Соломон.

Но когда пришел Христос, то Он сказал: «здесь больше мудрости Соломона» (Матф. 12, 42).

– Истинно! – говорят слушатели.

– Если и мы будем просить у Бога не богатства, а слова Христа, то остальное все приложится нам, и слово Христа устроит царство на земле спокойное и мирное.

Если мы верим в слово Христа, то, прежде всего мы должны искать Его слова и тогда мы ни в чем не будем иметь нужды. Поэтому апостол Павел и говорит: «мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10).

– Спасибо!

– Бог бедных не сотворял. Бог дал людям все, но они сами обеднели, потому что оставили слово Божие. Но если мы примем слово Божие, то вместе с ним и все остальное будет дано нам.

У меня ничего не было, кроме слова бога, а теперь Бог дал мне все, как вы видите и слышите. Поэтому исполняется слово Христа: «ищите прежде царства Евангелия, а остальное все приложится вам».

– Слава Богу!

– Далее читаем: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей; если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас; нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои если исполняете то, что Я заповедую вам».

Для кого это все написано?

– Для нас, – говорят слушатели.

– Да, для нас. В древности Христос говорил устно, а нам теперь Он говорит чрез Евангелие. Поэтому все это написано для нас.

Далее читаем: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями».

– Не стоим, – говорят слушатели, – а «Братец» читает далее:

– «Потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

– Спасибо!

– Но мы не привыкли слышать слова от Отца нашего – Евангелия. Мы частенько слышим слова разврата и от них поучаемся и несчастными рождаемся.

Но мы может переродиться. Как не согретое яйцо не может ни ходить, ни летать, но если его согреть, то из него выйдет цыпленок, который может и ходить и летать. Так и человек, пока он не согрет словом Божием, не может ходить по пути заповедей Божиих. Но если его согреть словом Божиим, то он будет и ходить и летать высоко, как небесная птичка.

Далее читаем: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод Евангелия, и чтобы плод ваш пребывал, и тогда чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам».

– Спасибо!

– В те времена Христос избрал учеников для того, чтобы они приносили плоды евангельские и, ради проповеди Евангелия, давал им просимое.

Но мы не ревнуем о слове Божием и потому просим у Бога противозаконнаго и не получаем просимаго. Но если бы мы вникали в слово Божие, то мы не стали бы просить противозаконнаго и получали бы просимое.

Далее читаем: «Сие заповедую вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел; если бы вы были от мира, то мир любил бы вас; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».

Если Христос заповедал нам любить друг друга, то мы должны ничего дурного не делать друг другу и не укорять за дурное, а я любовью усовещевать друг друга и тем показываем, что в нас нет любви, а потому за укоризну нас и не любят.

– Прости!

– Далее читаем: «Помните слово, которое Я сказал вам: раз не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшаго Меня».

Но мы частенько обижаемся, что гонят нас, хотя мы и заслужили того.

Впрочем за слово Евангелия теперь уже не гонят. Наоборот, когда мы говорим о слове Божием с любовью, то тот, кому мы говорим, рад слушать вас.

– Рад, – говорят слушатели.

– Даже неверующий человек слушает вас, особенно, когда мы рассказываем ему о чудесных исцелениях, о которых прошла слава: о хромом, который стал ходить, о слепом, который стал видеть, о глухом, который стал слышать.

Далее читаем: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем; ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего, но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно».

Христос ссылался на Свои дела. Также и апостол Иаков говорит: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих».

А дела апостола Иакова были такия: хромые ходили, слепые прозревали, глухие слышали, прокаженные очищались, нищие благоденствовали, плененные пороками и преступлениями освобождались, и проч. Этих дел за деньги не купишь. И мы должны пребывать во Христе и тогда слово Его будет пребывать в нас, и чего ни попросим. Он даст нам.

Сделав это пояснение, Братец вторично читает: «если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели и возненавидели и Отца Моего» и затем поясняет:

– Книжники и фарисеи Христу говорили, что Он творит Свои дела силою Веельзевула.

А Христос говорил книжникам и фарисеям: «если сатана сатану изгоняет, то он  разделился сам с собою» (Матф. 12, 26).

Поэтому сатана сатану не может изгнать. Подобно тому и пьяница пьяницу не может довести до дому, ибо оба упадут в яму.

Далее читаем: «Когда же приидет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

– Будем свидетельствовать, – говорят слушатели, – а «Братец» поясняет:

– Поэтому Иоанн Богослов и написал: что делал Отец, то делал и Христос. А я добавлю: что делал Отец и Христос, то делали апостолы и отцы церкви и всегда будут делать по вере в слово Божие.

И все запели: «Верую во единаго Бога».

После пения «Братец» опять читает:

– Когда же приидет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, он будет свидетельствовать обо Мне».

Потом Братец прибавляет к этому:

– «Слово Мое есть дух и жизнь (Иоан. 6, 63). Оно-то и будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать обо Мне», т. е. о Христе.

Об Иисусе Христе свидетели не переводятся. О нем свидетельствовали апостолы и отцы церкви.

И по сие время свидетельствуют о Нем хромые, слепые, глухие, прокаженные и другие больные и несчастные, получившие исцеление и утешение.

Как во дни апостолов и отцов церкви, так и по сие время эти свидетели не переводятся, почему Христос и говорит: «и вы будете свидетельствовать обо Мне».

– Будем свидетельствовать, – говорят слушатели.

– Потом Братец читает и поясняет 17-ю главу Евангелия Иоанна, повторяя слово «Отче» почти пред каждым стихом.

– «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную».

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единаго истиннаго Бога и посланнаго Тобою Иисуса Христа».

«Отче! Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

«Отче! Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

«Отче! ныне прославь Меня у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».

«Отче! Я открыл имя Твое человеком, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое».

Ничего нет более важнаго, как сохранить слово Божие.

Так молился Христос. Для чего? Для того, чтобы и нас научить так молиться.

«Отче! ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которыя Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня».

«Отче! Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился в них».

«Отче! Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду».

Среди слушателей слышится плачь, а Братец, возвышая голос, читает далее:

– «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

Христос просил Господа соблюсти Его учеников в том учении, которому Он их научил.

«Отче! когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Псал. 108, 17)».

Т. е. один только Иуда погиб, потому что ему не нужно было слово Божие.

«Отче! ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».

Для ревнителя слова Божия нет больше радости, как беседа о слове Божием.

«Отче! Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира».

«Отче! не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».

Иоанн Богослов написал это для того, чтобы мы научились избавляться от зла, но мы-то не просим Господа избавить нас от зла».

– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Отче! они не от мира, как и Я не от мира».

«Отче! освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина».

«Отче! как ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир, и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною, т. е. очищены словом Твоим».

– Помоги тебе, Господи, – говорят слушатели, – а «Братец» читает далее:

– «Отче! не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их».

Значит, Христос молился и о нас, когда нас еще не было.

«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня».

«Отче! славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».

«Отче! которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Плач среди слушателей усиливается, а «Братец» поясняет:

– Мы еще не родились, а Он нас любил, дал нам Свое слово и по слову перераживает нас.

«Отче Праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что ты послал Меня».

«Отче! Я открыл имя Твое человекам и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».

Плач слушателей все более и более усиливается. Плачут не только женщины, но и мужчины.

Наконец и сам Братец не выдерживает и восклицает:

– Господи! что ж это такое? весь народ плачет!

Слезы брызнули из глаз Братца на Евангелие. Он не мог более говорить и зарыдал.

И в зале поднялся всеобщий плач.

Все были охвачены, очевидно, одним и тем же умилительным и высоко торжественным религиозным чувством, о котором потом они с особенным восторгом разсказывали тем, которым не пришлось быть на этой беседе.

Желая успокоить плачущих, Братец запел, а за ним запели и слушатели: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» сказал:

– Теперь мы видим: все люди ищут любви, но не находят ее, потому что ищут любовь человеческую, а не Божию. Почему? Потому что мы не ищем слова Божия. А где нет слова Божия, там вместо любви вражда и человекоубийство.

Вот почему только тогда и была любовь у Адама и Евы и мир между ними и животными, когда они хранили слово Божие, заповедь Божию. А как только они нарушили заповедь Божию, так тотчас же нарушилась любовь и мир между ними и животными и появилось человекоубийство на детях – Каине и Авеле.

То же самое бывает и теперь: если человек приходит в совершеннолетие и женится, то смотришь – пожил немного с женой, а потом убивает ее и себя. Почему? Потому что он не имел слова Божия и искал любви человеческой, а не Божеской.

Но без слова Божия нет ни любви, ни здоровья, ни богатства.

А со словом Божиим все дается: и любовь, и здоровье, и богатство. Вот почему-то и сказано: «Ищите прежде всего царства Евангелия, а остальное все приложится вам» (Матф. 6, 33). Но мы слова Христа не искали, а потому и любовь потеряли.

Еще напомню вам житие святого Василиска, празднуемаго 22-го мая.

Сказав это, Братец, стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за 22-е число мая, на 652 и 653 страницах, следующее место:

– Правитель Агриппа велел воинам привести к нему святого Василиска. Воины уважали святого и убеждали его вкусить вместе с ними хлеба. Он же сказал им: «меня питает Владыка мой, Иисус Христос». Они снова уговаривали его принять пищи, говоря: «вкуси, господин, чтобы ты не умер с голода и мы ради тебя не приняли наказания, если не приведем тебя к правителю; ведь уже третий день, как ты вовсе не принимал пищи». Святой сказал им на это: «я преисполнился пищи безсмертной, а потому не хочу вкушать пищи смертной. Вас питает хлеб земной, а меня питает небесное слово Божие; вас веселит вино, а меня – благодать Святаго Духа; вас упитывает мясо, а меня пост; вас укрепляет бодрость телесная, а меня крест во имя Христово; вас делает богатыми золото, а меня любовь к Иисусу Христу; вас украшают одежды, а меня добродетели; вы находите веселье в смехе, а я утешаю дух мой молитвой; вы любите царя вашего земнаго, жаждете видеть его и исполняете его закон, а я люблю Бога и Царя моего небеснаго, лобызаю законы Его и желаю питаться лицезрением Его; вы ожидаете славы на земле, а я на небе; вы ищете известности между людьми, а я надеюсь получить славу на Страшном суде при воскресении праведных».

Все праведные беседовали с Василиском: все они беседуют и с нами.

Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви и Василиск, как живой, – все они беседуют с нами.

Далее говорит Василиск: «тогда скажет Владыка мой: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Матф. 25, 34).

– Спасибо!

Беседа эта кончилась сравнительно очень рано – в 5 часов, т. е. продолжалась всего один час, и Братцу не удалось выполнить всей программы этой беседы. Поэтому Деяния апостолов, глава 20-я, и книга Иисуса, сына Сирахова, глава 38-ая и 39-ая, намеченныя в программе, остались не прочитанными.

Всеобщий плач на этой беседе и слезы и рыдание самого Братца заставили его сократить свою беседу.

А что именно хотел еще говорить Братец на этой беседе, это видно из составленной им для этой беседы программы, из которой мы и приводим здесь то именно место, которое касается пропущенной части беседы:

1. В первый день недели, когда ученики были собраны для преломления хлеба во исцеление, апостол Павел, беседуя, продолжил слово до полуночи. Один юноша, по имени Евтих, сидя на окне, погрузившись в сон пошатнулся и упал с третьего жилья и поднят был мертвым. И до сего дня кто не интересуется словом Христа и апостолов, тот погружается в сон и падает с третьяго и с пятаго жилья и разбивается насмерть. Деян. ап. 20, 7–12 и 18–37.

2. Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга. И кто мало имеет своих занятий, тот может приобресть Божию мудрость. Книга Иисуса, сына Сирахова, 38, 24–39; 39, 1–14.

 

Ив. Трегубов.

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед