На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 23-го Октября 1911 года 

Когда Братец Иоанн в 10 минут 5-го часа по полудни вошел в зал (в доме № 1, по Петровскому проспекту), то его приветствовали словами: «здравствуй, дорогой Братец»: и это приветствие шло за ним по мере того, как он проходил по узкому проходу между слушателями к иконам. А когда Братец подошел к иконам, то по его голосу все запели: «Отче наш», «Царю Небесный».

Затем, взошедши на кафедру, Братец сказал:

– Сегодня полагается Евангелие из 8-й главы Евангелия от Луки, – и стал читать с 1-го стиха этой главы: «Проходил Иисус по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие, и с ним двенадцать, и некоторыя женщины, которых Он исцелял от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов: и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова и Сусанна, и многия другия, которыя служил Ему имением своим».

– Спаситель, говорит Братец, всегда благовествовал Свое учение; учение же укрепляет веру, а вера целит людей. Так Христос Спаситель словом Своим всегда целил и ныне целит людей. В ком есть вера в слова пророков, апостолов, Христа Спасителя, тот всегда своим словом будет производить в людях чудодейственную, целительную силу. Если мы будем проникаться словом Божиим, как проникались им древние христиане, если будем распространять оное слово в других людях, то и в других оно будет укреплять веру и исцелять их от всего дурного.

– Спасибо, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать.

  «Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к нему, Он начал говорить притчею: Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на камень, и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и взошедши, принесло плод сторичный. Сказав сие, Христос возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».

– Будем слушать! – громко все воскликнули.

А Братец продолжал читать Евангелие: «Ученики же Его спросили у Него: чтобы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют».

– Именно, дорогой Братец! – восклицают слушатели.

Братец продолжает: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они неуверовали и не спаслись». – И доныне Евангельское семя есть слово Божие. Но вот диавол приходит к христианам с сороковками, балалайками, срамными танцами и всем этим уносит слово из сердца их.

– Прости,  дорогой Братец!

Для чего же диавол уносит слово из сердец человеческих? – для того, чтобы люди не уверовали во Христа и не спаслись, не избавились от пьянства и разврата. Ведь Евангелие написано для нашего спасения, а диавол не хочет, чтобы люди знали Евангелие, – чтобы люди знали, за что претерпел крестныя страдания Христос, за что страдали пророки, апостолы, исповедники; диавол не хочет, чтобы люди спаслись, а, напротив, хочет, чтобы люди погибли от пьянства, разврата, убийств, самоубийств (ныне – эпидемия убийств и самоубийств!). Так диавол уносит из душ человеческих слово Божие, а в успокоение им говорит: «это не грех»; «пьянство, разврат – не грех»! Сам Господь, святые апостолы, мученики Христовы говорили, что это грех, а разные срамословы говорят, что пьянство, блуд – не грех.

– Грех! Прости, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Царю Небесный».

Из притчи Евангельской мы, – говорит Братец, видим, что семя, слово Божие, павшие на добрую почву, выросло и принесло плод сторичный, а павшее среди терния заглохло.

– Прости, дорогой Братец!

По слову Христову, – продолжает Братец, Мария Магдалина и другия жены получали исцеление, из них вышли бесы. И теперь: послушай слово Божие, а все бесы – пьяные, развратные, пляшущие исчезнут из тебя, бесам стыдно будет находиться в тебе, когда в тебе – слово Божие. Несчастие наше – в том, что мы не веруем в слово Божие; мы похожи на диавола, который уносит слово Божие из сердец человеческих и о всяком беззаконии говорит, что оно не грех. Мы не привыкли учиться у Спасителя нашего; Христос побеждает зло добром, а мы хотим зло победить злом; отсюда-то у нас всякие неприятности заканчиваются убийствами и самоубийствами. Но ты послушай слово Божие, и тогда скажешь: лучше я буду страдать, чем лгать. Только этим путем, путем слова Божия мы можем достигнуть правды.

– Именно! – говорят слушатели и поют: «Царю небесный».

А «Братец» продолжает:

– Из Евангелия мы видим, что ученики Христовы спросили Спасителя: что бы значила эта притча о сеятеле и семени, которое он сеет на разных почвах: при дороге, на каменистой почве, в тернии и на доброй земле. Господь ответил им: «вам дано знать тайны царствия Божия, а прочим в притчах», ибо слово Божие не вмещается в них: они еще не прониклись учением Христовым, и им нужно объяснять тайны царствия Божия посредством притч, т. е. примеров и сравнений их жизни.

– Спасибо, дорогой Братец!

– Вот, – продолжает Братец, у нас часто говорят: «войти в царство», при этом царством называют пьянство и выражаются так: «вот вина-то, водки-то было настоящее царство»!..

– Прости, дорогой Братец!

Утвержденные словом Божиим, – говорят Братец, святые мученики, исповедники увеселялись даже казнями: от радости они не чувствовали мучений. И это понятно: те, кои приняли учение Христово, приняли и царство Христово. А мы хотим получить царствие Божие, отвергнув учение Божие. Только чрез слово Божие можно найти покой и земной и небесный; а где нет царствия Божия, там – полное разрушение: ссоры, драки, убийства…

– Истинно, дорогой Братец.

Братец продолжает читать: «А упавшее в терние семя, это те, которые слушают слово, но отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода». – Диавол уносит слово Божие из сердец человеческих богатством. В то время еще не было развратных разговоров; тогда люди увлекались богатством. А ныне люди увлекаются сороковками, развратом, пьянством, пирушками, гульбушками, трактирами, гостиницами, ресторанами и тратят на все это свои богатства, потому каждодневно происходят убийства и самоубийства, о чем вы постоянно читаете в газетах. Люди, увлекающиеся пьянством и развратом, не веруют в учение Христа и не беседуют о нем; оттого-то теперь – эпидемия самоубийства. Убийства и самоубийства только там и бывают, где нет слова Божия, откуда оно вынесено, вынесено затем, чтобы люди не спаслись.

– Истинно, Братец дорогой, – восклицают слушатели и поют: «Царю Небесный».

Братец продолжает: «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении». Где хранится слово Божие, там – душа не запачканная, сердце чистое: там вы не услышите безцензурных выражений, срамных песней. Загрязненный человек не боится грязи: «мне, говорит, все равно грязнится-то», а человек в чистой одежде боится загрязнения, и, если нечаянно грязь упадет на одежду его, он старается отмыть ее… Так-то, кто слушается голоса матери нашей Православной Христовой Церкви, внимает слову Божию, тот боится, убегает от всякой духовной и уличной грязи и приносит Евангельский плод в сто крат. «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

– Слышим, дорогой Братец!

Братец продолжает читать: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ея сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайнаго, что не сделалось бы явным, ни сокровеннаго, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете; ибо, кто имеет, тому дано будет; а, кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». – Мы видим: получали от Христа исцеление прежде, как и теперь получают, люди потому, что видели свет Евангельский, веровали в слово Христово; а те, кто не имеет в себе этого света духовнаго, у того отнимется и то, что он думает иметь. Кто будет питаться духовной пищей, у того не оскудеет и телесная; а кто будет жить, и работать для телесной пищи, тот будет работать для дырявого кошелька.

– Спасибо, дорогой Братец!

Братец продолжает чтение Евангелия:

– «И пришли к Нему Матерь и братья его, и не могли подойти к Нему, по причине народа. И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». – Христос доказал ревность к слову Божию для того, чтобы и мы любили слово Божие более отца и матери. Докажи же и ты свою ревность к слову Божию делами, покажи, что молитва твоя – не лицемерие. Про Христа говорили: «вот Он как любит людей»; взыщи и ты слово Божие, и ты войдешь в царство Божие.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога»…

– Братец продолжает речь свою: «чаю воскресения мертвых», иными словами: чаю воскресения трезвых чрез воскресение слова Божия в людях. У всех отцов Церкви была такая вера, что будет общее воскресение. Воскресение мертвых бывает и теперь чрез слово Господа Иисуса Христа. Когда Спаситель коснулся одра юноши Наинскаго, то юноша сел и заговорил. Также: коснется Господь духовных мертвецов – пьяниц, развратников, и они будут говорить каждый про себя: «я был мертв, и ожил, пропадал и нашелся». – Будучи мертвым, юноша не слышал, как о нем плачут; и пьяницы не слышат, как о них плачут, рыдают родные. Но слово Господа Христа коснется этих погибших людей, и они услышат эти рыдания. Когда умрет человек, все боятся, как бы он не воскрес; и если бы он ожил, то все убежали бы от него: и все бегут и от пьяниц. А кто верует в слово Божие, от тех не бегут; и кто слышит слово Божие, тот не будет веровать Диаволу, который соблазняет бутылками, сороковками, соблазняет затем, чтобы люди не спаслись.

– Истинно, дорогой Братец!

Братец продолжает. Видя, сколько людей гибнет чрез вино, сколько убийств и самоубийств совершается, благодаря разврату и пьянству, мы обычно говорим: «не вредит вино, а вредит пьянство». Спрашивается: а пьянство-то отчего? не от рюмки ли? Ты говоришь: «хоть поддержи компанию», «ну вот, ты утешил меня, выпивши, подержавшись со мною за рюмочку»… «Но когда ты услышишь слово Божие, то скажешь по-евангельски этой веселой компании про себя: «я был мертв, и ожил! меня воскресил Христос»!

– Спасибо, дорогой Братец!

Братец продолжает. Все люди знают, что теперь – время строгое: судят военным судом и приговаривают к виселице преступников, попирающих царские законы. Также и Царь Небесный приговаривает нераскаянных грешников к повешению их же собственными руками: ведь ныне – эпидемия самоубийств! Люди стали зверями; но зверей негрешно убивать (грех убивать людей!). Взыщи же слово Божие, Евангельское; и тогда ты будешь человек с душею Божией, а не зверь: тогда ты узнаешь, что, как цари земные карают виновных военным положением, так и Царь Небесный карает по военному положению: Он милостив только к тем, кои приносят плоды покаяния. Участь одна: мы живем под двойным военным положением – мира сего и Царя Небеснаго: мы этого заслужили, забывши слово Божие.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

– Вот я напомнил вам слово Евангельское! – говорит Братец.

– Спасибо, дорогой Братец!

Братец продолжает: Для приобретения царствия Божия нужно крепкое войско. Мы любим воинов храбрых и презираем трусливых – тех воинов, кои прячутся. Храбрые воины любезны, приятны и Царю Небесному. К сожалению, мы нисколько не боремся, не воюем за слово Божие, за Евангелие (о такой войне даже стыдно и людям сказать!); мы боремся, воюем за сороковки, балалайки, театры. Но кто справедливо воюет за воздержание, трезвость, тот заботится об утверждении государства; об избавлении от бедности ибо, кто будет веровать в слово Божие, тот спасен будет от нужды, бедствия и всякаго горя.

Слушатели снова поют: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»…

Еще напомню вам, говорит Братец.

– Напомни, дорогой Братец!

– Из послания апостола Павла к Галатам; 2, гл. 11–14 ст.

Когда Петр пришел в Антиохию, то апостол Павел лично противостал ему, потому что он (Петр) подвергался нареканию; ибо до прибытия некоторых от Иакова ел вместе с язычниками (говоря: это – не грех), а когда те пришли, стал таиться и удаляться от апост. Павла, опасаясь обрезанных; вместе с ним (Петром) лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда апост. Павел увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: «если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски»?

– Зачем же и мы, именующиеся православными, живем не по-христиански, а по-язычески? Мы должны покаяться прежде времени, пока не постиг нас суд Божий. Почему мы не воющем за трезвость, воздержание? Мы говорим: «не вредно вино, а пьянство». Но ведь и все хотят пить в меру, да нарушают ее. Лучше вовсе не брать в руки вина. Апостол прямо говорит: «не буду есть мяса и пить вино во век, дабы не соблазнить брата моего» (Римл. 14, 21; Кор. 8, 13).

– Спасибо, дорогой Братец!

Братец продолжает: Апостол Павел не убоялся при всех обличить Апостола Петра (Петр имеет ключи царствия Христова). И хотя Петр мог бы оправдаться тем, что ему с неба были опущены на полотне четвероногия земныя, звери, птицы небесныя, и предлагалось заколоть и есть их (Деян. 10, 11–13); однако же, он подчинился, признав себя виноватым. А мы всегда хотим отстоять, оправдать свою прихоть и все, что влечет нас к разорению; потому нам нет и оправдания. Покаемся же. Ведь если сам Апостол Петр извинился, то тем более нужно покаяться нам, живущим по-язычески, дабы не погибнуть… Ну зачем ты по-язычески штукатуришься, румянишься? как ты ни красься, лучше не будешь; любить тебя за это больше не будут.

Взыщи слово Божие, и ты увидишь, что не плетение волос, ни румяна, ни прически (1 Петр. 3, 3; 1 Тим. 2, 9), а именно, слово Божие украсит тебя, и ты в лохмотьях, будешь любима Богом и людьми.

– Помолись, дорогой Братец! – восклицают слушатели и поют: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

– Еще напомню вам, говорит Братец.

– Напомни, дорогой Братец!

– Из 6-й главы (ст. 1–13) книги пр. Исаии. В год смерти царя Озии (еще перед Рождеством Христовым) Исаия видел Господа, сидящаго на престоле высоким и превознесенном, и славою Его наполнился весь храм. Вокруг Него стояли серафимы: у каждаго из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал, и взывали они друг ко другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». – Это видение пророка Исаии было задолго до Рождества Христова, когда народ был невнимательный к слову Божию, был бездарный и как бы безсмысленный, люди не интересовались Писанием, не старались узнать, каких наград ожидает исполнение закона. Исаия предсказал о Христе еще задолго, что Он наполнит храм славою Своею. И вот, Христос пришел и наполнил храм славою – проповедью, исцелениями. Люди уверовали в Него и воззвали: «Слава Тебе, даровавшему глухим слышание, слепым прозрение, хромым хождение, нищим обогащение, мертвым воскресение»! Апостолы были служителями Христа, как бы серафимами…

– Спасибо, дорогой Братец!

Братец продолжает читать из книги Исаии: «И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда приходит ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

– Очищен, дорогой Братец! – восклицают слушатели.

Братец продолжает изъяснять слова Исаии: Уголь коснулся уст Пророка. Если и к твоим устам прикоснется слово Христово, как уголь, то очистит их, и ты тогда не будешь сквернословить, говорить безцензурныя выражения, петь срамныя песни: стыдно тебе будет, сердце твое будет очищено от всякой скверны.

– Спасибо, дорогой Братец!

Братец продолжает чтение: «И услышал я голос Господа, говорящаго: кого мне послать?.. и я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами будете смотреть – и не увидите». Народ будет слышать, но не будет понимать, потому что он сам не исцелился от гордости, от зла; когда же к нему прикоснется Христос Своим учением, то уста его очистятся, и он будет мудр во Христе. Далее, Пророк объясняет, почему же народ не видит и не слышит: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Люди огрубели и не понимают, за что наказывает их Господь. Если бы не огрубело их сердце, то они веровали бы словам Исаии, и исцелились бы глаза и уши их. Сказанное Пророком в притче относится и ко всем нам. Христос исцелил нас от голода, бедности. Бог не хотел и не хочет видеть нас бедными: мы сами бедны от себя за невнимание к слову Божию…

– Помолись, дорогой Братец.

Братец продолжает речь Исаии: И сказал я: надолго ли, Господи, они будут в таком положении – с огрубелым сердцем, слепыми, глухими? доколе не опустеют города (от пьянства), не останутся без жителей (от разврата), доколе земля эта совсем не опустеет, т. е. до тех пор, пока они не истребят друг друга мечем. «Но как от терноваго куста и как от дуба, когда они срублены, останется корень, так святое семя будет корнем ея». Остаток, который останется от этого народа, послужит семенем для будущаго народа. От пьяных и развратных произойдет новый народ трезвый, как от корня срубленнаго дерева. И тогда люди опомнятся, возьмутся за Закон Божий. Сказано: «погибель нечестивых спасение Израилю», иными людьми: когда увидят гибель неверующих в слово Божие, то это послужит во спасение наше. Когда слово Божие коснется и огрубелаго, запачканнаго сердца, очистит дурныя привычки, тогда человек скажет: лучше бы мне умереть и пере6нести все несчастия, лишь бы уверовать и спастись.

– Спасибо, дорогой Братец, – говорят слушатели, и поют: «Блажен муж», во время пения коего раздаются крики бесноватых.

Братец останавливается на последних словах псалма: «Путь нечестивых погибнет». Эти слова Давида поются для того, чтобы и мы вспомнили погибель нечестивых и избавлялись от всяких неприятностей. И я говорю, что уже многие погибли. Но кто соблюдает слово Божие, кто воюет за воздержание, честь, тот не погибнет во век.

– Помолись, дорогой Братец, – восклицает народ.

– Вот я, –  говорит Братец, – напомнил вам Евангелие о сеятеле и семени, места  из послания апостола Павла и книги прор. Исаии, касающияся нашего времени и нашей жизни. Еще напомню вам…

– Напомни, дорогой Братец!

– Житие преподобнаго отца нашаго Иллариона Великаго, воспоминаемаго 21-го октября. И, сказав это, Братец прочел из книги: «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», на русском языке, изд. 1904 г., за месяц октябрь, на странице 475, следующее место:

– «Один юноша из окрестностей Иерусалима, по имени Марсит, обладал большою силою. При такой силе в него вошел бес и начал мучить, гоняя по пустыням и полям. Поймав его, окрестные жители связывали ему руки и ноги железными оковами и цепями и держали под крепким запором, зорко за ним наблюдая. Но он убегал, легко сокрушал оковы и запоры у дверей, по причине удвоенной силы, бесовской и своей собственной, и избивал всех встречавшихся ему на пути людей: у одних он отгрызал нос, уши и губы, другим ломал руки и ноги, третьим выкалывал глаза, четвертых, наконец, убивал перегрызая горло»… – Знакомо ли вам все это!? – спрашивает Братец. Ведь это написано для того, чтобы мы могли сравнивать то, что было прежде, с тем, что происходит в настоящее время, и покаялись. Вы то не выкалывали глаза?.. не отгрызали носы?..

– Грешны! – восклицают слушатели; а Братец продолжает читать:

«Много других зверств совершал бесноватый в тех местах, и никто не мог его укротить. Собравшись в большом числе, народ, наконец, изловил его, связал по всему телу железными цепями и приволок его, как дикаго вола, к преподобному».

– К Братцу дорогому! – восклицают слушатели…

Братец замечает: не о Братце идет речь… и затем продолжает читать житие:

– «Увидев бесноватаго, Илларион велел развязать его, и тот стал кроток как ягненок. Усердно помолившись о нем, святой сказал находившемуся в нем бесу: «во имя Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе, нечистый дух, выйди из сего человека и удались в безводныя места». – И в настоящее время, кого коснется слово Божие, тот не будет грызть горло, выкалывать глаза, убивать, и станет кроток как ягненок…

– Истинно, – дорогой Братец!

Братец продолжает:

– «Бес вышел, потрясши и повергши на землю больного, и он немедленно исцелел по благодати Господней и по молитвам святаго, и стал усердно прославлять преподобнаго Иллариона. Преподобный же запрещал ему и всем прочим присутствовавшим, говоря: «не нашей силой совершилось сие, но по человеколюбию и благодати Спасителя, понесшаго наши страдания по неизреченной милости Своей к нам, рабам Своим. Его мы безпрестанно должны славить, благодарить и величать». – И я скажу, говорит в заключение Братец не моей силой совершаются избавления от недугов и болезней приходящих ко мне, а неизреченною силою и благодатию Божией»..

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, и этим заканчивается беседа Братца.

Кончив беседу и сойдя с кафедры, Братец Иоанн запел с народом: «Богородице, Дево, радуйся» и «Небесных воинств архистратиги», и прочел, по обыкновению, две молитвы. Затем народ стал подходить к Братцу целовать его благославляющую руку.

Во время этого благословения и целования (продолжавшагося более часа) слушателями неоднократно были исполнены песнопения церковныя: «С нами Бог: разумейте языцы», «Всемирную славу», «Память праведнаго с похвалами», «Пречистому образу Твоему», «Спаси Господи люди Твоя», «Достойно есть яко воистину».

Особенно сильное – умиляющее впечатление производили исполненныя слушателями песнопения: воскресное – «Благословен еси Господи» и «К кому возопию Владычице? к кому прибегну в горести моей»?..

 

С. П. Ц.

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед